Акуленец Татьяна Анатольевна
Игра и ее функции
▼ Скачать + Заказать документы
1. ИГРА И ЕЕ ФУНКЦИИ
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Публикация «Игра и ее функции» размещена в разделах
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в дошкольном образовании.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педа-гогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову) :
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игровая деятельность выполняет такие функции :
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возника-ющих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- функцию межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- функцию социализации : включение в систему общественных отноше-ний, усвоение норм человеческого общежития.
2. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИГРОВЫХ ТЕХНО-ЛОГИЙ (по Селевко Г. К.)
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентации игровой технологии
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие об-щеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего, имманентного личности (Д. Н. Узнадзе).
Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтъев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
3. СТРУКТУРА ИГРЫ
В структуру игры как деятельности органично входят:
- мотивация;
- целеполагание;
- планирование;
- реализация цели;
- анализ результатов.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизво-димая в игре.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
(по материалам сайта www.tutaevdeti.ru)
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить ис-ходные основания для их классификации.
В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции.
Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификции положил принцип дифференцированного влияния игр на
• развитие ума (умственные игры,
• внешних органов чувств (сенсорные игры,
• движений (моторные игры).
Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса:
- игры обычных функций (игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю,
- игры специальных функций. Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация дет-ских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П. Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской.
П. Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст - период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые
- по содержанию имитационные (подражательные,
- по организации - самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых.
В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально создан-ные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме.
Таким образом, П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:
- имитационные (подражательные,
- подвижные (игры с правилами).
«Привязывание» П. Ф. Лесгафтом каждого вида игр к определенному возрасту может показаться несостоятельным для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, в педагогическом процессе которого игры с правилами занимают достойное место, начиная уже с младших групп. Совсем иное положение было в те годы, когда П. Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» предложил свою классификацию игры: в России было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры в основном начинались в школьном возрасте.
В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе:
- игры, придуманные самими детьми,
- игры, придуманные взрослыми.
Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную осо-бенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр.
Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими, способы использования игрового материала. Но эти правила,
- во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть,
- во-вторых, часть из них носит скрытый характер.
Так, дети отказываются принимать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, «мешает играть», хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится».
Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.
В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п.
Например, в старшей группе появилась новая игра - «Зоологическое лото». Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей говорит: «Так играть неинтересно : посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточку».
Затем дети придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где оби-тает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, все зависит от фантазии играющих. Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
В этой классификации выделяется три класса игр.
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей)
Самостоятельные игры:
- игра-экспериментирование,
Самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссерские,
- театрализованные.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
Игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные.
Досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:
- традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
5. ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
Творческие проявления детей в играх разнообразны : от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на
- режиссерские,
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные,
- игры со строительным материалом.
Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выде-лялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр.
В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.
6. ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей.
Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы: дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры подразделяются
По содержанию:
- математические,
- природоведческие,
- речевые и др.
По дидактическому материалу:
- игры с предметами и игрушками,
- настольно-печатные, словесные.
Подвижные игры классифицируются
По степени подвижности:
- игры малой подвижности,
- средней подвижности,
- большой подвижности.
По преобладающим движениям:
- с прыжками,
- с перебежками и др.
По предметам, которые используются в игре:
- игры с мячом,
- с лентами,
- с обручами и др.
Среди дидактических и подвижных игр выделяют:
- cюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»,
- бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.
В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание вы-полнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил.
Как отмечал А. Н. Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.
В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее.
Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча; поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом/
Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих.
Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается.
В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф», «Помоги Лизе убрать кубики».
Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).
Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других:
- Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его,
- Саша часто нарушает правила, спорит, когда ему об этом говорят, играет нечестно,
- я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение».
Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке.
То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.
Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
7. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Рассмотри основные технологии интеллектуального развития.
1. Педагогическая технология интенсивного развития интеллекту-альных способностей. ( Авторы: В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая)
В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.
Цель технологии - развитие интеллектуальных способностей детей.
Данная цель достигается с помощью комплекса задач:
- формирование познавательных интересов;
- развитие наблюдательности;
- исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей дей-ствительности;
- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;
- формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет совершенствует память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь. Внедрение технологии в педагогический процесс позволяет перейти от привычных занятий к игровой деятельности; осуществляет интеллектуально-творческое развитие детей, психологическую, специальную подготовку их к школе.
Особенностями технологии развития интеллектуальных способностей являются:
- связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения,
- система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре.
Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.
Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятель-ность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребенка.
Методы и приемы: проблемные вопросы, ситуации, эксперименты, со-здание моделей словоформ, прием продолжения сказки и др.
2. Педагогическая технология игры – занятия с блоками Дьенеша.
Игры – занятия с блоками Дьенеша развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоя-тельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Применение блоков Дьенеша даёт возможность формировать все важные для умственного развития, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства.
Особенности содержания данной технологии для детей дошкольного возраста:
- ознакомление детей дошкольного возраста с формой предметов и гео-метрическими фигурами;
- формирование у детей мыслительных умений: анализа, абстрагирова-ния, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или";
- развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме;
- развитие у детей внимания, памяти, восприятия;
- развитие у детей способности к моделированию и замещению свойств.
3. Использование дидактических игр современных игровых технологий Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера в интеллектуальном развитии дошкольников.
Дидактическая игра – это особый вид игровой деятельности и средство обучения. Дидактические игры из современных игровых технологий интеллектуального развития дошкольников Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера помогают обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, формировали новые знания, а также в этих дидактических играх закреплялись полученные знания и умения; развивались восприятие, мышление, память, внимание.
При использовании дидактических игр также широко применяются различные предметы и наглядный материал. Это способствует тому, что непосредственно образовательная деятельность проходит в веселой, занимательной и доступной форме.
Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей способствует совместная работа с родителями. Для этого полезно привлечь родителей к данной работе через различные формы: индивидуальные беседы, консультации, открытые мероприятия, собрания.
Эффективным методом работы с родителями являлись консультации. Консультации могут проводиться как в письменной, так и в устной форме.
Полезно составить «Домашнюю картотеку интеллектуальных игр», в которой будут собраны разнообразные игровые упражнения по развитию интеллектуальных способностей детей.