Антонина Мосолова
Использование здоровьесберегающих технологий в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете ДОУ на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в старшем дошкольном возрасте"
ГБОУ Школа №1373 ОДО 2
Подготовила: воспитатель группы «Солнышко»
Мосолова А. А. 2019 год
[i]Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст Его берегите, как сердце, как глаз. Ж. Жабаев[/i]
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровьесберегающие технологии -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно (10-12 минут). Она включает в себя упражнения, уже разученные на физкультурных занятиях, и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
В утреннюю гимнастику включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки и подскоки на месте, так и с продвижением, общеразвивающие упражнения и танцевальные движения, упражнения на внимание, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы.
Утренняя гимнастика проходит в нашей группе как под музыку, так и под бубен.
Динамические паузы (физкультминутки)
Физкультминутки проводятся в старшей и подготовительной к школе группах на занятиях с большой умственной нагрузкой, а также в перерыве между ними.
Цель физкультминуток:
Смена вида деятельности;
Предупреждение утомляемости;
Снятие мышечного и нервного и мозгового напряжения;
Повышение интереса к ходу занятия;
Создание положительного эмоционального фона.
Упражнения можно проводить рядом с рабочим местом, сопровождая стихотворным текстом или же под музыку.
Физкультминутку не следует продолжать более 2-3 минут.
Важно, чтобы она сняла утомление, но не перевозбудила детей.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Необходима для:
Снятия напряжения;
Предупреждения утомления;
Тренировка глазных мышц;
Укрепление глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии.
Все упражнения нужно делать стоя.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий, которая применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
Осязательных ощущений;
Координации движений пальцев и рук;
Творческих способностей дошкольников.
Проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе её выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой.
Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
Улучшить работу внутренних органов;
Активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
Восстановить душевное равновесие, успокоиться.
Проводить ее рекомендуется в хорошо проветриваемой комнате и до приема пищи. Особое внимание следует уделять характеру производимых вдохов и вдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть коротки и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий).
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов.
Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.
В комплекс гимнастики после сна могут быть включены упражнения профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
Целями гимнастики после сна являются:
поднятие тонуса мышц,
улучшение настроения,
профилактика нарушений работы опорно-двигательного аппарата.
Ходьба по массажным дорожкам основана на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Стимулирует вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, снижает нервные и мышечные напряжения.
Спортивные упражнения и спортивные игры
В старшей и подготовительной к школе группах включено обучение детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, кегли и др.).
Физкультура в зале
Ведущей формой организованной двигательной деятельности является физкультурное занятие. При этом в старшем дошкольном возрасте большее внимание следует уделять разучиванию элементов техники движений, отработке легкости и точности их выполнения.
Также важными задачами занятий является воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др., координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве.
Физкультура на свежем воздухе
Занятия на открытом воздухе обеспечивают выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Занятия насыщены игровыми упражнениями и подвижными играми с предметами и без них.
Беседы и занятия по формированию ЗОЖ
В старшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи по формированию представлений о ЗОЖ:
Продолжать учить детей осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью.
Формировать интерес и любовь к спорту.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки: воспитывать привычку быстро и правильно умываться; насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем; полоскать рот после еды; следить за своим внешним видом; пользоваться расчёской и др.
Развивать способность распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.
Вывод
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
снижение уровня заболеваемости;
повышение работоспособности, выносливости;
развитие психических процессов;
формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
развитие общей и мелкой моторики;
повышение речевой активности.
Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии мы способствуем более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду, что является важным фактором сохранения здоровья и гармоничного развития ребенка.