Марина Викторовна Журман
Особенности подростковой агрессии. Буллинг как один из способов её проявления
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности подростковой агрессии. Буллинг, как один из способов её проявления.»
1. Подростки
Отрочество содержит в себе два поворотных момента: переход от детства к раннему подростковому возрасту и переход от позднего подросткового возраста к юности. Два этих периода считаются кризисами развития. Подростковый возраст принято считать трудным, конфликтным. Взрослые скорее ориентируются на то, чтобы пережить гормональную бурю, стерпеть противоречия в надежде, что потом все само собой наладится и выправится. Но было бы наивно полагать, что подростковый возраст можно изолировать от всей остальной жизни и те события, которые ребенок переживает в этот период (с 11 до 17 лет примерно) останутся за границей отрочества и не повлияют на дальнейшую жизнь взрослого человека, не проявятся в тех или иных чертах характера, не скажутся на дальнейшем жизненном выборе.
Публикация «Особенности подростковой агрессии, Буллинг как один из способов её проявления» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Буллинг, профилактика буллинга. Насилие и травля в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Подростковый возраст – это своего рода катализатор, который на фоне мощных эндокринных изменений, происходящих в организме, усиливает все внутренние "химические реакции" - такие, как формирование самосознания, развитие нравственной позиции, пересмотр ценностных ориентаций и ощущение взрослости. Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций.
В подростковом возрасте значительно изменяются тип и частота психологических расстройств. Для некоторых подростков это период адаптации, укрепления психического здоровья и преодоление трудностей предшествующих этапов развития.
Для других подростков, это период дезадаптации и усиления психопатологии.
Все психическое развитие подростков строится на противоречиях и парадоксах:
• Романтизм стоит рядом с цинизмом
• Волевые устремления могут реализовываться как в "упрямстве характера", так и в упрямстве и негативизме
• Самооценка изменяется от неадекватно завышенной до неадекватно заниженной
• Эгоцентрическая доминанта тесно переплетается с неудержимой тягой к общению и шумным компаниям
• Подросток, считая себя уникальной личностью и категорически настаивая на этом, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников
• В подростке почти одновременно сосуществуют стремление к активной деятельности и тяга к созерцательности
• Подросток хочет иметь близкого, верного друга, но лихорадочно меняет друзей
• Физическая активность колеблется от полного изнеможения и объективной слабости до прилива бодрости, возбуждения и высокой работоспособности
Главный парадокс подросткового возраста – это мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова.
Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением "показать свою независимость", а поступая наперекор родительскому слову и делая все "на зло", подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым они демонстрируют свою зависимость от родителей.
Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны.
2. Агрессия подростков. Причины
Эволюционные изменения в подростковом возрасте связаны прежде всего с тремя направлениями развития: автономность, идентичность, сексуальность. Движение направлено на формирование этих новообразований универсально для всех подростков. Любое вмешательство в жизнь подростка с целью позитивно повлиять на его развитие должно учитывать эти возрастные задачи – достижение автономности, идентичности, становление сексуальности.
Поведение подростка всегда связано с семейными отношениями, школьными успехами, особенностями взросления и установления доверительных, дружеских отношений.
Агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может проявляться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.
На агрессивное поведение влияет комплекс факторов:
• Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения
• Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость
• Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха, семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
Возможные причины:
• Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)
• Неблагополучие семьи
• Гиперопека или равнодушие со стороны родителей
• Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)
• Недовольство собственной внешностью
• Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)
• Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых.
• Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)
• Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы.
Агрессивный подросток - как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.
Как вести себя с агрессивным подростком?
Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою
агрессию без причинения вреда окружающим.
Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести.
Сделайте всё, чтобы ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его уважаете, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его поддержать и похвалить.
ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ НАЛАДИТЬ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ
«АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ» В подростковом возрасте повелительное наклонение при общении («Замолчи!», «Убери телефон», «Выключай компьютер!») вызывает агрессию, обиду. Подросток прекрасно различает, слушаете ли Вы его или сделали вид, что участвуете в разговоре. Всего несколько минут внимательного активного слушания могут Вам помочь. Задавайте вопросы, на которые невозможно ответить «да» или «нет», предполагающие развернутый ответ («Как?», «Какой?», «Почему?», «Каким образом?»). Выражайте словами свое эмоциональное состояние или состояния ребенка: «Меня очень волнует.», «Я вижу, тебя огорчает, что.», «Тебе грустно (тревожно, плохо, обидно, я чувствую. Почему?». При «активном слушании» ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
«КОНТАКТ ГЛАЗ» Чтобы разговор «состоялся», Ваш взгляд должен встречаться со взглядом ребенка около 60 – 70% всего времени общения. Взгляд, выражение лица — это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Вспомните, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на Ваше лицо и улыбку. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд, теплая улыбка, переданная взглядом, выражение лица — эта информация также отпечатывается в сознании ребенка, как и сказанные слова.
«ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ» Для ребенка очень важен физический контакт. Теплые, дружественные прикосновения смягчают душу и снимают напряжение.