Андреева Наталья
Нетрадиционные формы работы с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы работы с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста
В наше время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и вообще в разнообразном труде взрослых становится очень важным условием их всестороннего, полноценного развития. Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру, создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети знакомятся с художественнымипроизведениями, общаются со взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях.
Самой используемой формой работы в ДОУ остается ознакомление дошкольников с профессиями через сюжетно- ролевую игру. Мы предлагаем детям такие игры, как «Больничка», «В парикмахерской», «Магазин», «Мы- строители» и т. д. В процессе сюжетно- ролевых игр они примеряют на себя роли окружающих их людей: доктора, строителя, парикмахера, водителя и т. д. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия.
Ярко выраженная склонность дошкольников к определенным ролям, играм, видам труда свидетельствуют о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Поэтому перед нами, педагогами, стоит задача: познакомить детей как можно с большим числом профессий, рассказать о характерных качествах, которые требует та или иная профессия, о трудовых действиях различных специалистов.
Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей, так как самый большой авторитет для дошкольника- это его мама и папа. Изучение профессий через профессии своих родителей способствуют развитию представлений о значимости, ценности каждого труда.
Одной из форм работы может быть проведение дня открытых дверей, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий.
Родители проводят беседы с детьми, рассматривают принесенные ими орудия труда, фото и видеоматериалы, альбомы о различных профессиях, о людях труда.
Живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.
Совместно с родителями можно организовать фотовыставки о месте работы родителей, оформить альбомы и подарить в младшие группы.
Знакомство с миром профессий можно провести в видепрезентации. Например, открывается первый слайд с изображением людей разных профессий, родитель загадывает загадку, а дети должны, внимательно посмотрев на изображения, найти правильный ответ и т. д. Или презентация совместной работыродителей с детьми «Мне нравится… профессия. Вот что я о ней знаю…», «Когда я вырасту, я буду, потому что…».
Можно привлечь родителей к участию в оформлении альбома с рисунками и фотографиями «Все профессии важны, все профессии нужны», оформить выставку фотографий о профессиях родителей группы;оформить альбомы «Семейные династии».
Особенно важно организовать совместную трудовую деятельность взрослого и ребенка. Это может быть уборка листьев на участке, постройка снежной горки, изготовление атрибутов, масок для театрализации, для проведения сюжетно- ролевых игр.
Очень важна организация совместных чтении художественной литературы о профессиях. Это произведения С. Я. Маршака «Пожар», «Почта», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», С. Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер»,«А что у вас?», Г. Виеру «Возьми с собой».
В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом».
Для детей очень важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к действиям, к большим достижениям уже в будущем.
Таким образом, в основе взаимодействия ДОУ и семьи, направленного на поиск новых граней ранней профориентации дошкольников, лежит сотрудничество педагогов и родителей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет выстроить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту.