Оксана Валерьевна Немолочнова
Антибуллинговая компетентность воспитателя в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Антибуллинговая компетентность воспитателя в школе
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Конфуций.
Уважаемые коллеги!
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Helium»
Вопросы для обсуждения:
Бывают ли в вашей работе ситуации, показанные в мультфильме?
Как часто такое случается?
Как вы думаете, почему у героев такие разные настроения, мироощущения жизни?
И так, если показанная в мультфильме ситуация повторяется очень часто, то мы можем говорить о буллинге.
Тема моего выступления «Антибуллинговая компетентность воспитателя в школе».
Публикация «Антибуллинговая компетентность воспитателя в школе» размещена в разделах
Что же такое буллинг?
Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников, – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Существуют следующие типы буллинга:
1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ — это бойкот, сплетни, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей.
2. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ - выражается в постоянных насмешках, «подколах», оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
3. ФИЗИЧЕСКИЙ - он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
4. КИБЕРБУЛЛИНГ - проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Кто же является участниками буллинга?
Если мы вспомним мультик, то там были показаны лишь два ярких персонажа: агрессори жертва, но всегда есть и наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее.
Наблюдатели могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга. Обратите внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор, концовка мультфильма это наглядно показывает.
Особенности буллинга:
1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в мультфильме;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение
физических и душевных страданий другому человеку. ;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу, где оно происходит;
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой?
Какие особенности для них характерны?
Вывод: жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда, дети с низкой успеваемостью, плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.
Предлагаю Вам, следующие упражнения на сплочение в детском коллективе.
Обязательные правила профилактики буллинга для педагогов и всех взрослых, работающих в школе
Оставаться спокойным и контролировать ситуацию.
Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно. Не игнорировать, не преуменьшать его значение.
Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
Занять позицию.
Если педагогу стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
Разговор с буллером.
Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг и обозначить свою позицию.
Разговор с жертвой буллера.
Беседа с жертвой буллинга призвана, прежде всего, поддержать его, устранить чувство страха и угрозы, а также перестать скрывать буллинг. Очень важно защитить ребенка, ставшего жертвой буллеров.
Разговор с классом.
Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
Проинформировать педагогический коллектив.
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
Пригласить родителей для беседы.
Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
Наступление неотвратимых последствий.
Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений жертве и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С «ОТВЕРЖЕННЫМИ»
1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.
2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т. д.
5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга
Скажите ребенку:
Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Для Вас, уважаемые коллеги, я подготовила небольшие памятки.
Спасибо за внимание!