Анастасия Мрыхина
Выступление на педагогическом совете ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине».
Воспитанники в нашем дошкольном учреждении развиваются не только физически, но и духовно-нравственно. В связи с этим представляю вашему вниманию доклад:
«Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине»
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В настоящее время Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, селе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
При этом одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно Закону об образовании (ст. 3) является
гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Семья является традиционно главным институтом воспитания.
Семья - первая и самая важная ступень интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
При формировании целостной картины мира. духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Взаимодействие с родителями должно проводиться по принципу «семья и дошкольное учреждение – единое воспитательно-образовательное пространство». Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Каждый воспитатель в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта оказывает помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.
Что мы сейчас заложим в душу ребёнка? Воспитание души ребенка – это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности, которое не затрагивает эмоциональное состояние ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях.
Одним из направлений работы является формирование духовно-нравственных ценностей у детей в семье через связь поколений, на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка и является первостепенной задачей современной образовательной системы.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Так говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.
«Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств», - писал В. А. Сухомлинский.
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс. Моральные требования общества, нравственные принципы служат верным компасом и стержнем духовно-нравственного воспитания в повседневной жизни.
Система духовно-нравственного воспитания ребенка в нашем дошкольном образовательном учреждении строится на приобщения его к культурному наследию своего народа.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Культура - это, прежде всего, система ценностей. Во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.
В нашем дошкольном образовательном учреждении планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях образовательного учреждения требует единения желаний всех: педагогов, детей, родителей (законных представителей).
Наша деятельность направлена на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним детей.
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, художественной литературой, изобразительным и театральным искусством - является мощным источником духовно-нравственного воспитания.
Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт.
Православные праздники с обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.
По мнению русского педагога ХІХ века Константина Дмитриевича Ушинского «…для ребёнка светлый праздник Пасхи и весны, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».
Богатейшим источником духовно-нравственного и познавательного развития детей дошкольного возраста - является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве.
Освоив народные традиции, наши дети узнают историю своей семьи, страны, праздники, обычаи.
Народные праздники, стали средствами выражения национального характера, яркими формами отдыха взрослых и детей, объединенными совместными действиями, общими переживаниями, которые играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.
(В нашем садике - это Масленица, Хлебная Ярмарка, Колядки).
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка.
Воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества нашло отражение в традиционных праздниках, проводимых в нашем детском саду, посвященных Дню матери, Дню защитников Отечества, Дню Победы, участие в акции «Бессмертный полк».
"Бессмертный полк" — общественная акция в память об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Проводится ежегодно в День Победы 9 мая. Наш детский сад всегда принимает участие в шествии «Бессмертный полк», с портретами своих родственников-фронтовиков гордо шли наши воспитанники и педагоги.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовно-нравственных ценностей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
В духовном воспитании ребёнка – одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви должно строится на чувствах сострадания, сопереживания, соучастия, хочется заложить самое доброе, мудрое, светлое в души наших воспитанников.
«Дети - наше будущее».
И каким будет наше будущее, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму. Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты.
Существует такая притча: (читает)
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.»
Да, уважаемые коллеги! Все в наших руках.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление его к добру и любви.
Однако всегда стоит помнить, что привлечение семьи к духовно-нравственному воспитанию детей, привлечение их к формированию у детей целостной картины мира требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Формы работы с семьей :
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
экскурсии;
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
В своей работе педагоги должны стараться :
- широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы,
- передать своим воспитанникам любовь к родным местам, рассказывать о том, чем они знамениты, какова природа родного края, каким трудом заняты люди Дона.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему и чувство гордости.
Я небезосновательно считаю, что знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родные места, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Мы не можем изменить мир, но мы можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!
Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!
Спасибо за внимание!