Талай Ольга Юрьевна
«Активизация познавательно-мыслительных процессов с помощью квест игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогический совет на тему: «Активизация познавательно-мыслительных процессов с помощью организации квест игр»
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования.
Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры».
Публикация «„Активизация познавательно-мыслительных процессов с помощью квест игр“» размещена в разделах
Жан Жак Руссо утверждал: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов» Научить шалуна кажется невозможным. Но, на мой взгляд, ребенка можно научить всему, играя с ним. Игра для детей является самой привлекательной формой познания мира и своих возможностей. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» именно таким средством, на мой взгляд, и является одна из интересных педагогических технологий — квест-игра. Квест (от англ. поиск, приключение) — путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.
Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит соединение разнообразных видов детской деятельности.
Сплав образовательных областей и видов детской деятельности
Квест-игра решает следующие задачи: — активизировать интерес к познанию окружающего мира; — помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные; — создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации; — воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты; — способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков; — стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность. Проводить игры можно в групповом или любом другом помещении достаточной площади, на территории здания детского сада, перемещаясь по всей территории во время прогулки. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах.
По строению квесты могут быть :
Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
При выборе построения квеста надо учитывать ресурсы: количество задействованных лиц в организации и проведении игры. Игровые события квеста разворачиваются в определё нной последовательности:
Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. НАПРИМЕР:
Ребята, посмотрите, здесь необычный конверт. Интересно для кого он? (Воспитатель читает кому письмо). – Да, ребята письмо действительно для нас. А как вы думаете от кого оно? Дети: это послание от Осени. Воспитатель: Да ребята, это письмо нам прислала Осень! Давайте его прочитаем! «Здравствуйте ребята! Вы такие послушные, дружные и смелые, что мне захотелось Вам сделать подарок. Я приготовила для вас корзину с подарками и отдала их ёжику. Но Леший запутал его и он никак не может найти к Вам дорогу. Ёжик заблудился. Я думаю, что вы сможете найти дорогу к нему. Этот путь непростой, но вы справитесь с этим, а я Вам помогу с помощью подсказок. Жду Вас на прогулке».
Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий
НАПРИМЕР: Отправились с ребятами в парк, вспомнили, какой бывает осень,
Убирали мусор в парке, собирали картинку пазл, выполняют спортивное упражнение по радуге, вспомнили зимующих птиц, играли в подвижную игру «Птички и клетка», помогали белке делать запасы на зиму, игра в подвижную игру «Деревья».
Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.
НАПРИМЕР: Под берёзами нашли ёжика с корзинкой, поиграли с ним в подвижную игру «Ты сейчас в лесу». Вернулись в сад и получили подарки.
Задания для детского квеста бывают самые разнообразные:
• загадки;
• ребусы;
• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• пазлы;
• творческие задания;
• игры с песком;
• лабиринты;
План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты: Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера; Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т. д.);
Разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;
Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.
О чём нужно помнить при подготовке квеста : — Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д. — Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике. — Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей. — Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего! — Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты. — Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив. — Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом. — Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
— В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.
Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, и представляет собой мобильную систему: мобильной должна быть среда, мобильным должен быть педагог. Современные принципы воспитания и образования побуждают педагога к поиску новых форм работы и взаимодействия с детьми. Одной из таких форм и является образовательная технология квест-игра, способствующая развитию детской инициативы и познавательной активности дошкольников.