Светлана Подсинева
Формирование и развитие коммуникативных способностей на занятиях по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе значительно расширяются возможности общения и повышается значимость комммуникативных способностей личности. Это приводит к необходимости использования в системе образования форм обучения, способствующих формированию у школьников умений работать совместно: сотрудничать, обмениваться идеями, принимать критику и понимать тот факт, что может существовать много способов решения определенной проблемы.
Публикация «Формирование и развитие коммуникативных способностей на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Это относится и к ученикам начальной школьной ступени. Как информационный процессе общение дает им возможность расширить свои знания об окружающей природной и общественной среде и найти свое место в жизни.
Особую актуальность в учебно-познавательной деятельности приобретает проблема освоения и закрепления новых знаний и умений в процессе группового общения и взаимодействия. Умения общаться и работать в группе формируются в урочных и внеклассных формах работы.
Результаты практической деятельности учеников в ее разнообразных направлениях обусловлены в определенной степени способами и содержанием общения. Путем общения не только расширяется их общий кругозор и развиваются важные психические процессы, но и развивается интеллект, активизируется применение собственного опыта в социальных контактах, формируются определенные чувства.
О значении коммуникативных способностей Г. Димитрова пишет: «Степень сформированности коммуникативных способностей у учеников сказывается соответствующим образом как на содержании и объеме воспринимаемой информации, так и возможности выбора при ее интериоризации. Общение детей дает им возможность для социального утверждения путем непрерывного расширения их индивидуального опыта и коммуникативной культуры. Успех их реализации в значительной степени зависит от степени усвоенных умений и готовности к полноценному функциональному и эмоциональному общению».
В научной литературе обстоятельно рассмотрены методические аспекты групповой работы младших школьников и ее значение для реализации дидактических принципов обучения. Выявлена ее роль в стимулировании познавательной и творческой активности учеников, выражении ими личного мнения, порождении нестандартных идей и неожиданных решений поставленных практических задач.
Групповая учебная деятельность представляет интерес и как источник социальной поддержки. Большая часть психологических исследований подтверждает наблюдение, что затруднения, которые испытывает данный ученик в процессе обучения, уменьшаются или исчезают, если он участвует в групповой работе. В группе у него возникает ощущение защищенности: осознание того, что другие ему помогут, если он ошибется в чем-нибудь, делает его спокойным и уверенным.
Коллективная работа как форма познавательной деятельности содействует установлению коммуникативных связей между учениками, основывающихся на сотрудничестве и взаимопомощи. Эта деятельность, обеспечивая успех всем ученикам (в том числе и учащимся с более скромными возможностями, является продуктивной формой учебной работы и эффективным способом улучшения взаимоотношений между субъектами в учебно-воспитательном процессе.
Начальная ступень школы особенно благоприятна для подготовки детей к активному общению, к базовому формированию интеллектуальной, психической и социальной готовности к контактам и взаимодействию. На уроках изобразительного искусства учащиеся начальных классов особенно открыты и восприимчивы, поэтому с легкостью усваивают соответствующие знания и умения, нормы общения. Овладевание определенными знаниями и умениями связано с теоретической подготовкой учащихся, которая должна осуществляться с учетом возрастных особенностей деятельности общения и индивидуальных возможностей младших школьников. Изобразительно-практическая деятельность в этом направлении включает несколько аспектов: развитие мышления и речи, формирование определенных социальных настроек и коммуникативных умений и способностей. Важное значение в обучении изобразительному искусству имеет не только умение учеников самостоятельно разрешать конфликты или возникшие проблемы при общении, но и их способность предвидеть возможные трудности в определенных ситуациях общения, поэтому у них необходимо развивать играющие важную роль в общении качества мышления, такие, как гибкость, адаптивность, быстрота, нестандартность и др.
Интенсивное и полноценное общение учеников в групповой изобразительной деятельности, обогащение их коммуникативного потенциала осуществляется путем целенаправленного и организованного учебно-воспитательного процесса.
Говоря о коммуникативном потенциале групповой деятельности, мы имеем в виду следующее:
уровень потребности в общении;
его локализацию и интенсивность;
коммуникативную активность и инициативность;
наличие настроя к общению с другими людьми;
особенности эмоционального отклика партнера;
самочувствие в ситуации общения;
степень удовлетворенности общением;
уверенность в общении.
Изобразительная деятельность в группе является одной из возможных форм организации обучения изобразительному искусству. Авторы, изучающие данную проблему, называют такую форму изобразительной деятельности по-разному : «коллективная изобразительная деятельность» (В. Кузин, Б. Неменский, В. Димчев, «коллективное исполнение» (Др. Немцов, «совместная изобразительная деятельность» (С. Нунев, «групповая изобразительная деятельность» (Р. Кузине, О. Декроли). По этой причине в психолого-педагогической литературе изучение проблем, возникающих в групповой учебной работе, связано с созданием понятийно-терминологического единства между отдельными авторами при определении сущности, типологии, функций и места этой формы организации в учебно-воспитательном процессе.
Для обучения изобразительному искусству в начальной школе характерна тенденция к коллективным игровым формам, открывающим возможности для широкой и разнообразной групповой практической деятельности. Групповая изобразительная деятельность осуществляется в классных, внеклассных и внешкольных условиях под руководством учителя или назначенных им старост в классе. Эффективность ее зависит как от распределения задач между группами и их членами, так и от запланированности этапов, ведущих к достижению конечных результатов.
В зависимости от конкретных целей коллективной изобразительной работы в одних случаях группы могут быть сформированы из учеников почти одинакового технического или творческого уровня, в других — из учеников с различными изобразительными достижениями. Для успешного и эффективного распределения учеников по группам используются социометрические методы, которые позволяют определить потребность каждого ученика в общении с конкретными детьми. Эти методы дают возможность выбрать лидера, определить не только лучших учеников, но и пренебрегаемых большинством детей. В процессе групповых изобразительных занятий констатируется особая роль каждого ученика в зависимости от его места в группе (лидера, члена группы, аутсайдера).
Можно позволить ученикам самим определять состав групп, в которых они будут работать. Выбор участников группы может зависеть от успеваемости, пола, темперамента, а также и от темы работы и используемых материалов. Надо иметь в виду, что хорошие взаимоотношения в группе являются существенной предпосылкой для результативной и творческой учебно-познавательной деятельности.
Сформированные группы имеют временный статус: их количество, проблематика, характер деятельности периодически меняются в зависимости от решения конкретных изобразительных задач. Численность группы зависит от ряда факторов: дидактической задачи, возраста учеников, приобретенного опыта групповой работы, условий классной комнаты и др. Целесообразно сначала проводить изобразительную работу с младшими школьниками в группах, состоящих из нескольких учеников. Когда ученики приобретут определенные навыки совместной деятельности, число участников групп определяется видом изобразительной задачи и условиями ее реализации. На этом этапе состав групп может быть расширен. Постепенно младшие школьники приобретают все более сложные умения и навыки групповой работы, необходимые для решения более сложных творческих задач.
Группы могут решать изобразительные задачи независимо одна от другой, например, при создании декоративного панно, коллажей, ассамблажей. Они могут выполнять также работу по общей для всех проблеме, например, при организации нетрадиционных современных форм обучения (экшен, хеппенинг, перформанс).
Часто решение изобразительной задачи в групповой форме занимает больше времени, чем при организации индивидуальной работы. Иногда ученикам приходится ждать друг друга ввиду того, что не все члены группы работают одинаково быстро и качественно.
В целях избежания конфронтации и успешного решения изобразительных проблем следует учитывать принцип постепенности и последовательности, который заключается в постепенном увеличении количества участников в группе, переходе от решения легких изобразительных задач к решению более сложных, от игровых ситуаций к реальным жизненным условиям.
Групповая организация обучения изобразительному искусству требует от педагога изучения реальных возможностей учеников на основе систематического наблюдения за развитием каждого из них; применения разнообразных методов и средств, обеспечивающих творческую активность и высокие изобразительные результаты. Для организации эффективной групповой работы необходимо определять ее характер, объем, временную продолжительность и место в структуре конкретного урока на этапе его планирования.
При осуществлении групповой изобразительной деятельности педагог мотивирует и стимулирует учеников определенным образом заданными вопросами; дает компетентные технические указания по работе с новыми и незнакомыми материалами; руководит, оказывает помощь и контролирует деятельность всех групп; анализирует и оценивает результаты работы.
Используя в обучении изобразительному искусству групповую учебную деятельность, учитель должен:
знать сущность групповой работы в обучении изобразительному искусству, осознавать ее значимость и необходимость;
обеспечивать каждому участнику группы равные возможности для успешной работы;
распределять по группам задачи так чтобы все группы успели закончить свою творческую работу примерно в одно и то же время (если какая-нибудь группа намного раньше остальных закончит свою работу, учитель должен обсудить с ее участниками полученный результат, в случае необходимости учащиеся исправят ошибки и улучшат конечный результат);
давать возможность участникам группы, которая справилась с поставленными задачами раньше других, помогать другой группе или заниматься уборкой своего рабочего места;
активизировать творческую мысль учеников в группе вопросами типа: «Какие способы работы, какие материалы и выразительные средства вы использовали для решения поставленной задачи и почему именно на них остановили свой выбор?»;
направлять группы на сравнение результатов творческой работы, обнаруживая сходства и различия, на придумывание новых разнообразных способов работы;
организовывать групповую работу как в классной комнате, так и в непривычной среде и обстановке: на ковре, в фойе, в коридоре, среди природы, в индустриальной среде и т. д.
В целях активизации творческих способностей учеников при осуществлении групповой изобразительной деятельности учитель может попросить учеников определить оптимальный способ решения изобразительной задачи (вид изобразительного материала, распределение задач между участниками, этапы выполнения и др.). Он должен нацелить группу на добросовестное выполнение работы в определенный временной срок. После решения изобразительной задачи участники каждой группы отмечают как положительные, так и отрицательные результаты своей работы, затем сравниваются результаты групп.
Инновационная сущность групповой изобразительной деятельности состоит в том, что через нее можно добиться непосредственного общения учеников друг с другом в знакомой и в новой дидактической среде. Учитель при этом наблюдает, как ученики воспринимают групповую работу и включаются в нее, как обсуждают и практически осуществляют поставленные изобразительные задачи, как взаимодействуют между собой и помогают друг другу.
Практика показывает, что групповая изобразительная деятельность применяется для решения почти всех дидактических задач — для усвоения новых знаний и приобретения навыков, для их закрепления и применения в практической деятельности.
В групповой изобразительной деятельности формируются и развиваются новые отношения между членами группы.
Индивидуальная ответственность связывается с усилиями каждого члена группы, который осознает себя ее частью. Понимание учащимися того факта, что их индивидуальная ответственность предопределяет и усиливает шанс группы на успех, имеет существенное значение для эффективного функционирования этой модели учебной деятельности.
Взаимодействие между членами группы можно рассматривать как сильный катализатор установления внутригрупповых отношений. И в гомогенных, и в гетерогенных группах этот тип обучения способствует адаптации учащихся к классному коллективу, содействует улучшению их взаимоотношений, формированию взаимного уважения и толерантности к различиям; усовершенствованию поведенческих эталонов, которые ученики используют в школьном контексте; усилению желания совместной работы.
Групповой успех достигается через выполнение определенных требований и поощряется наградой. Каждая группа стремится получить заранее объявленный учителем приз, поэтому участники работают с глубоко осознанным чувством индивидуальной ответственности, которое направлено на выполнение предварительно поставленных требований.
Существенное значение для развития коммуникативных способностей младших школьников имеет постоянное обогащение их знаний и умений в разных областях жизни при усвоении содержания учебных предметов. Формирование важных для общения личностных качеств, способности к сопереживанию (эмпатии, упражнения в культурном поведении в условиях группового взаимодействия являются факторами, которые положительно влияют на развитие коммуникативных способностей учащихся.
Предпосылками формирования и развития коммуникативных способностей учеников в процессе обучения изобразительному искусству являются :
этическое отношение к партнерам в общении;
проявление интереса к самому процессу общения, а не только к его результату;
отношение к общению как к диалогу, а не монологу;
готовность к эмпатийному выслушиванию другого;
терпимость к недостаткам партнера;
готовность не только получать от партнера, но и как можно больше давать.
Несмотря на коллективный характер групповой работы, каждый из членов группы имеет возможность проявить свои творческие способности. Работа в группе способствует преодолению социальной изоляции некоторых учеников, мотивирует их к изобразительной деятельности. Она способствует также преодолению характерного для начального школьного возраста эгоцентризма и индивидуалистического самосознания, показывает ученикам, что результаты работы коллектива зависят от вклада каждого его участника.
При организации групповой изобразительной деятельности учителю следует исключить возможность бездействия учеников, закончивших работу раньше других.
Значение групповой изобразительной деятельности, предполагающей три уровня коммуникативного взаимодействия (между преподавателем и учениками, между членами группы и между группами) для формирования коммуникативных способностей младших школьников, бесспорно.
Анализ практики обучения изобразительному искусству позволяет сформулировать некоторые предложения по формированию и развитию коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности, а также выводы о ее значении. Основные из них изложены ниже.
Необходимо готовить учащихся к введению групповой работы — подбирать для этой цели подходящие задачи и упражнения, способствующие осознанию сущности групповой работы и ее предназначения, формированию положительного отношения к ней.
Использование групповой изобразительной деятельности предполагает постепенное ее усложнение с учетом возрастных особенностей учеников, уровня их подготовки, специфики обучения изобразительному искусству, степени сформированности умений, необходимых для работы в группе.
Следует создавать условия для равноправного партнерства в группах, для формирования взаимного уважения и доверия. К решению изобразительной задачи в группе можно приступать только после выслушивания мнения каждого из участников. Такой подход улучшает атмосферу в группе, включает каждого ее члена в изобразительную деятельность, обеспечивает психологический комфорт — все это благотворно сказывается на результатах групповой практической работы.
Для преодоления некоторых недостатков групповой формы обучения педагогу необходимо:
давать конкретные и подробные указания учащимся в каждом структурном компоненте коллективной работы;
определять оптимальное время и место проведения групповой работы, подбирать и дозировать изобразительные задачи для предотвращения перенапряжения и усталости во время групповой изобразительной деятельности;
узнавать мнение неуверенных в себе и отстающих учеников, возлагать на них более важные (но посильные) задачи, поощрять в случае успеха, оказывать доверие представлять группу — это помогает включить их в учебный процесс;
успевающим ученикам предлагать дополнительные задачи, требующие продуктивной, исследовательской и творческой деятельности, — это способствует повышению эффективности их работы в условиях группы.
Технология групповой работы способствует повышению уровня изобразительной подготовки и интеллектуального развития младших школьников, их самостоятельности, сформированности навыков общения, ценностных ориентации и т. д.
Анализ педагогической практики дает возможность наметить и более конкретные рекомендации по оптимальной организации групповой изобразительной деятельности, направленной на формирование и развитие коммуникативных способностей учеников.
Групповую изобразительную деятельность надо вводить непринужденно и постепенно, используя игровой подход и учитывая степень понимания учениками сущности групповой работы.
Учителю следует самому назначать старост (лидеров) в группах с учетом поставленной цели. (Ученики могут сделать неправильный выбор под влиянием товарищеских чувств, страха перед кем-нибудь из одноклассников и т. д.) Необходимо контролировать, как старосты осуществляют руководство группой, и периодически их менять.
Важно не допустить пассивности некоторых учеников, предоставить сильным учащимся возможность решать задачи оптимальной для них степени трудности. В зависимости от конкретной изобразительной задачи педагог может формировать группы либо по гомогенному признаку (с одинаковыми возможностями членов группы, либо по гетерогенному (с различными возможностями).
Оптимальными для организации групповой изобразительной деятельности являются уроки закрепления знаний. На уроках изучения нового материала велика вероятность затруднений учеников при решении изобразительных задач и возможны конфликтные ситуации в группах. На этих уроках групповые формы целесообразно использовать в работе с легким для освоения учебным материалом или с учебным материалом, основанным на ранее усвоенных знаниях.
При групповой изобразительной работе необходимо проводить общий для всех учеников инструктаж — таким образом можно экономить время для дифференцированной деятельности в каждой группе.
При проведении групповой изобразительной деятельности, сочетающейся с сюжетно-ролевыми играми, расположение групп (парт) в классной комнате должно способствовать установлению контактов между учениками.
Чтобы ученики проявляли в групповой изобразительной работе инициативность, оригинальность, находили разные варианты решения изобразительных задач, необходимо предлагать им нестандартные дополнительные задания, предусматривающие продуктивную и исследовательскую деятельность.
Обучение изобразительному искусству располагает большими возможностями для совместной деятельности и общения в группе, проявления творческих способностей, успешной социализации школьников. Реализация проблемы формирования коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности предполагает осуществление системной и целенаправленной теоретико-методической подготовки учителей. Усилия педагогов должны быть направлены на освоение методов и подходов, учитывающих цели, мотивы, возрастные особенности общения младших школьников, на максимальное использование воспитательных возможностей общения при организации групповой изобразительной деятельности, на создание и использование надежного инструментария для диагностики коммуникативных способностей учеников. Следует иметь в виду, что на формирование коммуникативных способностей детей большое влияние оказывает стиль общения педагога с учащимися, характер его взаимоотношений с ними.
Несмотря на доказанную эффективность групповой работы, в дидактической теории и в педагогической практике вопросу формирования коммуникативных способностей в процессе групповой изобразительной деятельности не уделяется должного внимания. Необходимо продолжать исследования в этой области, искать оптимальные подходы для утверждения этой формы изобразительной деятельности в обучении, например, с помощью нетрадиционных изобразительных форм.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гришанова И. А. Программа формирования коммуникативной успешности младших школьников: учеб. – метод. пособие / И. А. Гришанова. – Ижевск: Удм. университет – 2000. – 48 с.
Гришанова И. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников/ И. А. Гришанова. – М. : Просвещение – 2005. – С. 54-57.
Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе/ Н. И. Дереклеева. – М. : Просвещение – 2005. – С. 124-130.
Дьяченко В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе/ В. К. Дьяченко// Начальная школа. – 1998. – №1. – С. 17-26.
Казаринова Н. В. Межличностное общение/ Н. В. Казаринова. – М. : Просвещение – 2004. – С. 67.