Светлана Степанова
«Разговор о важном» как эффективная форма воспитания граджанско-патриотических чувств в музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на мо на тему: ««Разговор о важном» как эффективная форма воспитания граджанско-патриотических чувств в музыкальной деятельности дошкольников».
Здравствуйте уважаемые педагоги!
Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить тему выступления - «Разговоры о важном» как эффективная форма воспитания гражданско-патриотических чувств в музыкальной деятельности дошкольников.
Слайд 2
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм» В. В. Путин
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сфер общественной жизни образовался дефицит внимания к воспитанию гражданско-патриотических чувств.
Слайд 3
Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства важны для дальнейшего формирования личности.
Слайд 4
Несомненно значимым событием в решении проблем патриотического воспитания подрастающего поколения стало появление крупного социально-значимого проекта Министерства Просвещения России - внеурочные занятия из цикла «Разговоры о важном»
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» посвящён формированию духовно-нравственных ориентиров у детей и подростков и ответственного социального поведения.
Слайд 5
Разработаны нормативно-правовые документы российского законодательства в сфере образования, которые представлены на слайде.
Слайд 6
Целью «Разговора о важном» как эффективной формы воспитания гражданско-патриотических чувств в музыкальной деятельности дошкольников является формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства у детей дошкольного возраста и формирование у педагога собственного активного отношения к духовно-нравственным ценностям.
Слайд 7
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного и патриотического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведение ребенка, в том числе влияют на формирование патриотических чувств.
Слайд 8
Направления воспитательной работы в «Разговоре о важном» представлены на слайде. Данные направления воспитательной работы мы реализуем на музыкальных занятиях.
1)Патриотическое направление (ценности: большая и малая Родина, природа);
2) Познавательное направление (ценность: познание);
3) Трудовое направление (ценность: труд);
4) Социальное направление (ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество);
5) Этико-эстетическое направление (ценности: культура и красота);
6) Духовно-нравственное направление (ценности: жизнь, добро, милосердие);
7) Физическое и оздоровительное направление (ценности: жизнь и здоровье).
Слайд 9
Темы бесед «Разговора о важном» разработаны с учетом следующих принципов, которые представлены на слайде.
- Соответствие важным календарным датам событий российской истории, приобщение к культурному наследию, праздникам, традициям;
- Соответствие календарным событиям (юбилейным датам) которые отмечаются в текущем году и представляют значимость для воспитанников;
- Соответствие интересам воспитанников с точки зрения возрастной психологии и являющихся важным для их воспитания;
- Учет регионального компонента.
Слайд 10
В соответствии с Образовательной программой дошкольного образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на музыкальных занятиях создаем условия для решения задач нравственно - патриотического воспитания детей, которое направлено на формирование эмоционально-нравственной сферы ребенка, эмпатии и проявления активного отношения к окружающей действительности и опирается на синтез искусств: музыку, живопись, художественное слово, которые наиболее близки и понятны детям.
Слайд 11,12
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются и в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах, развлечениях и при участии в народных праздниках: «Масленица», «Коляда», «Жаворонки».
Народная музыка вызывает большой интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Записи народной музыки, сказок, звучания оркестра русских народных инструментов способствуют воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. А использование народных инструментов: ложек, бубнов, треугольников помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.
Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р. н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка».
Слайд 13
Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.
Слайд 14
Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с детскими музыкальными инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.
Слайд 15
Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников. Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить:
1. Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества.
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами, они просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества («Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В. Шаинского, «Это папочка мой» Е. Александровой)
Слайд 16
2. Праздники «День матери», «8 марта»;
Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Слайд 17
3. Праздник, посвященный Дню Великой Победы.
В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.
На музыкальных занятиях дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии и военных песнях: «День Победы» А. Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А. Филлипенко и др.
Слайд 18
Ежегодно, по традиции, в детском саду проходит смотр строя и песни, посвященный Дню Победы в ВОВ.
Педагоги с детьми готовят литературно- музыкальный праздник «День Победы!», который завершается шествием «Бессмертный полк» по территории детского сада.
Слайд 19
Проведение «Разговоров о важном» в ДОО позволяет:
- Пробуждать у подрастающего поколения интерес к изучению отечественной истории и культуры;
- Воспитывать гражданскую ответственность и патриотизм;
- Формировать и конкретизировать понятие «Родина» и осознание собственного отношения к ней;
- Прививать представления о культурном и историческом единстве российского народа и важность его сохранения;
- Обеспечить преемственность между уровнями образования;
- Повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса ДОО.
Таким образом, именно музыка несет в себе огромный потенциал воздействия на воспитание патриотизма у дошкольников. Осуществляя программу через музыкальные занятия, тематические праздники, развлечения мы воспитываем в наших воспитанниках любовь к своей стране, родному городу, к родному дому, своей семье, детскому саду, любовь и уважение к Российской армии, гордость за мужество российских воинов.
Слайд 20 Спасибо за внимание!