Татьяна Горнова
Выступление на МО в формате круглого стола «Содержание, цели и задачи образовательных областей: здоровье и безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель ГБОУ СОШ №10 Д/С «Лучик» Горнова Т. В.
Увы, очень часто мы страдаем из – за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались дети. И как ни печально, именно дети страдают, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.
Публикация «Выступление на МО в формате круглого стола „Содержание, цели и задачи образовательных областей: здоровье и безопасность“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Круглый стол для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений.
Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений - машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов, насыщенная интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать проезжую часть на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе проезжей части или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно. Также дошкольники попадают в ДТП из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т. д.).
В настоящее время особенно остро родителей волнует защита своих детей. Все чаще и чаще слышим: «Пропал ребенок!» Почему же это происходит? Почему дети уходят с незнакомыми людьми?
Ребенок с детства должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Дети дошкольного возраста очень доверчивы. Вот почему так важно активно вмешиваться и защищать их в случае необходимости, объяснить, как можно определить незнакомца.
Как свидетельствует анализ, большинство несчастных случаев происходит из - за недостаточных знаний у детей в различных ситуаций с незнакомыми людьми, например, ситуации, когда взрослый уговаривает ребенка поехать или пойти с ним куда-то, чтобы показать что-то интересное, например, игрушку, угощает сладостями, ситуация, когда взрослый представляется знакомым родителей, которые попросили взять ребёнка, чтобы довести его до дома, ситуация, когда взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребёнка покататься вместе с ним, ситуация, когда ребенок, находясь один дома, открывает дверь чужим, входит в подъезд один без родителей.
Поэтому, чтобы обеспечить детям безопасность, необходимо вовремя подготовить детей к возможным ситуациям, дать детям необходимые знания и навыки персональной безопасности, рассмотреть типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми, научить их правильно вести себя в таких ситуациях.
Обязательность включения раздела «Формирование основ безопасности» в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в состав Программы ДОУ обусловлена:
1) С одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.) ; с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) .
2) Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищённости) выступает необходимым условием полноценного развития человека.
3) Безопасность окружающего мира природы — необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребёнка.
Исходя из выше сказанного, основными задачами психолого-педагогической работы являются:
• формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
• Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
• Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Для решения этих задач в нашем ДОУ был запущен проект по безопасности жизнедеятельности «Дом Без опасности». Безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:
Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)
Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)
Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели
Маркировка постельного белья и полотенец
Правильное освещение.
В связи с этим в детском саду проводится организационно – педагогическая и методическая работа:
1. Инструктажи по ПДД, пожарной безопасности, оказании первой медицинской помощи при травмах.
2. Методическая работа в виде:
консультаций для воспитателей и помощников воспитателей.
Собеседований по профилактике, семинаров – практикумов по ОБЖ;
Диагностики уровня готовности воспитателя к работе по обучению ПДД.
Круглого стола «Игра в воспитании грамотного пешехода».
Методической недели «Зеленый огонек».
Организационно – деятельностной игры «Регламентированная дискуссия».
Открытых просмотров НОД по теме безопасности
Педсовета по безопасности.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы используются различные формы взаимодействия :
- Родительские встречи «Правила дорожные знать каждому положено»;
- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;
- Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор».
- Общие и групповые родительские собрания.
- Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».
- Создание в группах уголков безопасности.
В своей работе воспитатели используют методическое пособие «Формирование основ безопасности у дошкольников» К. Ю. Белая, а также парциальные программы: «Безопасность» Н. Авдеевой, Р. Стеркиной; «Светофор» Т. Даниловой; «ОБЖ» М. А. Фисенко; «Азбука АУ» О. Г. Жуковой.
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей построено по разделам:
-«Ребенок и другие люди»;
-«Ребенок и природа»;
- «Ребенок дома»;
- «Здоровье ребенка»;
- «Эмоциональное благополучие ребенка»;
- «Ребенок на улице»;
Для получения и обобщения знаний дошкольников в ОДРМ применяются разнообразные -дидактические игры : «Научи нас светофор», игровые ситуации «Осторожно – незнакомец»,проблемные ситуации «Какие опасные предметы вы знаете?»;
- сюжетно – ролевые игры: «Травмпункт», «Пожарные на учениях»;
- драматизации сказок «Кошкин дом».
- В своей работе с детьми воспитатели проводят обширную работу по речевому развитию: читают иразучивают стихотворения о безопасном поведении на дороге «Пожар» С. Я. Маршак, «Мойдодыр» К. И. Чуковский. Формируют умения составлять рассказы на заданную тему по иллюстрации, из жизненного опыта, интересные случаи.
- Организация экскурсий в медицинский кабинет, в столовую детского сада, к светофору способствует усвоению и закреплению полученных детьми знаний.
- В продуктивной деятельности детей находят отражение впечатления об увиденном или услышанном:создание папок передвижек «Полезные советы», рисование и аппликации разной тематики.
- Обогащению знаний о безопасном поведении способствует восприятие музыки. Дети слушают песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак», «Огоньки машины», «Санки» и другие.
- Просмотр мультфильмов. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
- Работа с ИКТ. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка.
- Макетирование, моделирование.
- Игры на игровых полях.
- Подвижные игры «Стой – иди», «Светофор»
- Экспериментирование
- Одним из увлекательных и познавательных видов работы является создание проектов.
Т. О. чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
«Мозговой штурм»
От чего зависит здоровье детей?
(организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)
Что включает в себя цикл по безопасности жизнедеятельности детей?
(Ребёнок и другие люди;
Ребёнок и природа;
Ребёнок дома;
Здоровье ребёнка;
Эмоциональное благополучие ребёнка;
Ребёнок на улице)
Назовите формы работы, направленные на физическое развитие детей.
Что такое здоровье? (Состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни).
Что такое безопасность? (Такие условия, в которых находится объект, когда действия внешних и внутренних факторов не влечет действий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующими на данном этапе потребностями, знаниями и представлениями).
Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми?»
Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.
Участники игры объединяются в следующие группы:
«Воспитатели»
«Родители»
«Администрация»
Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде).