Ирина Кузьмина
Работа ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
(1 слайд) С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушена или отстаёт от нормы лексико-грамматическая, фонетическая стороны речи, связная речь. Также у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Такие дети малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В связи с этим становится актуальным вопрос, о том, как обеспечить дошкольникам с ОНР равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Публикация «Работа ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей с ОНР» размещена в разделах
В нашем дошкольном учреждении работают две логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи. Работают по программе Нищевой Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с ОНР 3 уровня».
(2 слайд) Целью работы логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе (обеспечение равных стартовых возможностей).
(3 слайд) Основные задачи:
– коррекция нарушений устной речи детей : формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
– активизация познавательной деятельности детей;
– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей.
(4 слайд) В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:
• своевременное выявление речевых нарушений у детей, посещающих наше дошкольное учреждение;
• систематичность коррекционно-педагогического воздействия;
• комплексность речевой коррекции во всех видах деятельности;
• учет индивидуальных особенностей;
• учет ведущей деятельности;
• использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой деятельности детей;
• постоянная взаимосвязь учителя-логопеда с узкими специалистами, воспитателями и родителями детей.
(5 слайд) Основной формой организации коррекционно-развивающей работы в ДОУ является НОД :
групповая (фронтальная);
подгрупповая;
индивидуальная.
Продолжительность групповой НОД:
в старшей группе - 20-25 минут;
в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
продолжительность индивидуальной НОД – 15 минут с каждым ребенком
(6 слайд) Непосредственно образовательная деятельность реализуется нами через организацию различных видов детской деятельности:
- игровой,
- двигательной,
- коммуникативной,
- продуктивной,
- познавательной,
- чтения художественной литературы.
Организация НОД в логопедической группе строится таким образом:
Все виды НОД объединены одной лексической темой. Если у нас в группе тема «Транспорт», то мы не только говорим о нем, но и рисуем, лепим, делаем аппликацию, играем в дидактические игры, связанные с транспортом. Это делает педагогический процесс более систематичным и дает более глубокие знания детям.
(7 слайд) Проведение всего комплекса коррекционно-развивающей работы требует обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в речевой группе.
Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Совместно с логопедом воспитатель планирует НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других видах НОД. Все это фиксируется в специальной тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя.
(8 слайд)Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедической НОД, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений.
(9 слайд)В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п
(10 слайд) Взаимосвязь осуществляется не только с воспитателями логопедических групп, но и со специалистами ДОУ, которые работают с детьми с речевыми нарушениями: муз. Руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.
(11 слайд) В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми (НОД, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т. д.)
Согласованность действий логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно обучаться и развиваться, готовит к обучению в школе.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе соблюдается такое условие, как освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
(12 слайд) Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи являются здоровьесберегающие технологии. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, и применяются всеми педагогами ДОУ. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
Зрительная гимнастика.
4. Развитие общей моторики.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Су – джок терапия
7. Массаж и самомассаж.
8. Релаксация.
(13 слайд) В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
(14 слайд) Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья. В работе используются разнообразные формы: родительские собрания, проведение открытых индивидуальных занятий, консультации, беседы, анкетирование ит. д.
(15 слайд)Основной формой взаимодействия с родителями является тетрадь для домашних заданий. Эта форма работы позволяет нам так же вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.
Основными задачами в работе с родителями являются:
- устанавление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;
- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.
(16 слайд)Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
(17 слайд) В целях профилактики речевых нарушений логопедами проводится диагностическая, консультационная работа в массовых группах.
В начале уч. года проводится обследование детей массовых групп с целью выявления детей с речевыми нарушениями. По итогам обследования воспитателям даются рекомендации по выполнению упр. Способствующих устранению речевого дефекта. Проводятся индивидуальные консультации для родителей. Групповые семинары- практикумы, консультации для воспитателей и других педагогов ДОУ.
(18 слайд)Построенный таким образом педагогический процесс даёт возможность выстроить систему совместных целенаправленных действий всех специалистов дошкольного учреждения с целью обеспечения дошкольникам с общим недоразвитием речи равных стартовых возможностей при поступлении в школу.