Папки-передвижки

Работа ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей с ОНР

Ирина Кузьмина
Работа ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей с ОНР

(1 слайд) С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушена или отстаёт от нормы лексико-грамматическая, фонетическая стороны речи, связная речь. Также у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Такие дети малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В связи с этим становится актуальным вопрос, о том, как обеспечить дошкольникам с ОНР равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Публикация «Работа ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей с ОНР» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении работают две логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи. Работают по программе Нищевой Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с ОНР 3 уровня».

(2 слайд) Целью работы логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе (обеспечение равных стартовых возможностей).

(3 слайд) Основные задачи:

– коррекция нарушений устной речи детей : формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей.

(4 слайд) В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

• своевременное выявление речевых нарушений у детей, посещающих наше дошкольное учреждение;

• систематичность коррекционно-педагогического воздействия;

• комплексность речевой коррекции во всех видах деятельности;

• учет индивидуальных особенностей;

• учет ведущей деятельности;

• использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой деятельности детей;

постоянная взаимосвязь учителя-логопеда с узкими специалистами, воспитателями и родителями детей.

(5 слайд) Основной формой организации коррекционно-развивающей работы в ДОУ является НОД :

групповая (фронтальная);

подгрупповая;

индивидуальная.

Продолжительность групповой НОД:

в старшей группе - 20-25 минут;

в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

продолжительность индивидуальной НОД – 15 минут с каждым ребенком

(6 слайд) Непосредственно образовательная деятельность реализуется нами через организацию различных видов детской деятельности:

- игровой,

- двигательной,

- коммуникативной,

- продуктивной,

- познавательной,

- чтения художественной литературы.

Организация НОД в логопедической группе строится таким образом:

Все виды НОД объединены одной лексической темой. Если у нас в группе тема «Транспорт», то мы не только говорим о нем, но и рисуем, лепим, делаем аппликацию, играем в дидактические игры, связанные с транспортом. Это делает педагогический процесс более систематичным и дает более глубокие знания детям.

(7 слайд) Проведение всего комплекса коррекционно-развивающей работы требует обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в речевой группе.

Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Совместно с логопедом воспитатель планирует НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других видах НОД. Все это фиксируется в специальной тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя.

(8 слайд)Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедической НОД, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений.

(9 слайд)В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п

(10 слайд) Взаимосвязь осуществляется не только с воспитателями логопедических групп, но и со специалистами ДОУ, которые работают с детьми с речевыми нарушениями: муз. Руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.

(11 слайд) В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми (НОД, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т. д.)

Согласованность действий логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно обучаться и развиваться, готовит к обучению в школе.

В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе соблюдается такое условие, как освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

(12 слайд) Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи являются здоровьесберегающие технологии. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, и применяются всеми педагогами ДОУ. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Зрительная гимнастика.

4. Развитие общей моторики.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Су – джок терапия

7. Массаж и самомассаж.

8. Релаксация.

(13 слайд) В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

(14 слайд) Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья. В работе используются разнообразные формы: родительские собрания, проведение открытых индивидуальных занятий, консультации, беседы, анкетирование ит. д.

(15 слайд)Основной формой взаимодействия с родителями является тетрадь для домашних заданий. Эта форма работы позволяет нам так же вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.

Основными задачами в работе с родителями являются:

- устанавление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;

- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.

(16 слайд)Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

(17 слайд) В целях профилактики речевых нарушений логопедами проводится диагностическая, консультационная работа в массовых группах.

В начале уч. года проводится обследование детей массовых групп с целью выявления детей с речевыми нарушениями. По итогам обследования воспитателям даются рекомендации по выполнению упр. Способствующих устранению речевого дефекта. Проводятся индивидуальные консультации для родителей. Групповые семинары- практикумы, консультации для воспитателей и других педагогов ДОУ.

(18 слайд)Построенный таким образом педагогический процесс даёт возможность выстроить систему совместных целенаправленных действий всех специалистов дошкольного учреждения с целью обеспечения дошкольникам с общим недоразвитием речи равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Публикации по теме:

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Влияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольниковВлияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольников Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей с ОНР
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 22:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД