Татьяна Шилова
Выступление на конференции для родителей «Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительные технологии являются неотъемлемой частью системы коррекции речевого развития детей в нашем дошкольном учреждении. Воспитание здорового ребёнка – одна из основных проблем современного дошкольного учреждения, решение которой, главным образом, зависит от правильной организации педагогического процесса, построенного с учётом факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на самочувствие детей.
В связи с этим возникает необходимость целенаправленной организованной работы коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Публикация «Выступление на конференции для родителей „Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Работа по охране и укреплению здоровья в ДОУ строится с учё том ряда принципов:
• дифференцированность – приоритеты отдаются мероприятиям с изученными механизмами действия и направленными на повышение функционального резерва тех систем, которые испытывают в данное время наибольшее напряжение;
• систематичность и многофакторность – оздоровление проводиться в течение учебного года непрерывно;
• комплексность и преемственность – в проведении оздоровительных мероприятий участвуют различные специалисты;
• экономичность – целесообразность внедрения новых оздоровительных методов с учётом эффективности;
• соответствие режимным моментам – оздоровительные мероприятия логично соотносятся с режимом дня, органично вплетаются в структуру занятий;
• индивидуализация – необходимый учёт возможных неадекватных реакций на оздоровительные мероприятия отдельных детей и возможность подбора их с учётом здоровья ребёнка и его психологических особенностей.
! При этом мы постарались максимально разнообразить проводимые мероприятия, использовать игровые приёмы, избегая монотонности.
Особое значение в настоящее время приобретает проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, обусловленными различными отклонениями в состоянии здоровья. К их числу относятся и дети с речевыми нарушениями.
Понимание нейрофизиологических механизмов организации речевой деятельности – это необходимое условие разработки и применения адекватных методов коррекции. Наряду с речевыми нарушениями, обуславливающими недостаточность языковой деятельности и недоразвитие тех или иных сторон речи, наличествуют причины медико-психологического характера, которые тесно связаны с отклонениями в морфофункциональном состоянии нервной системы, а также возникают в связи с соматическими заболеваниями.
Основной целью лечебно-профилактической, физкультурно-развивающей и коррекционно-педагогической работы является создание условий для гармоничного развития детей, коррекция и компенсация нарушений.
Достижение этой цели осуществляется через решение блоков задач:
диагностических;
лечебно-профилактических;
физкультурно-оздоровительных;
коррекционно-развивающих.
В своей работе мы подробно остановимся на организации диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы, с учётом выше указанных принципов.
В структуре заболеваемости ЧБД на первом месте во всех возрастах стоят болезни органов дыхания. Большинство детей находятся на диспансерном учёте у отоларинголога по причине увеличения, так называемых, «носовых миндалин» (аденоидов, также несколько детей имеют такое хроническое заболевание, как бронхиальная астма. Они испытывают значительные затруднения в носовом дыхании, выполняют дыхание ртом, что вызывает переохлаждение верхних дыхательных путей, препятствует поступлению достаточного количества кислорода, воздуха в лёгкие и другие клетки организма, особенно головного мозга. Это приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Помимо практически отсутствия носового дыхания для детей характерна слабость выдыхаемой воздушной струи, короткий речевой выдох и нарушение дыхательной функции: чаще всего физиологическое дыхание сформировано по типу грудного или верхнеключичного.
В соответствии с данными особенностями детей строится работа по нормализации физиологического и речевого дыхания. Подобран комплекс дыхательных упражнений, частью которого является дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Упражнения проводятся в игровой форме, в соответствии с лексическими темами логопедической работы. В течение учебного года цели дыхательных упражнений постепенно усложняются: начинается работа с нормализации носового дыхания, затем развитие физиологического диафрагмального дыхания, работа над выработкой силы воздушной струи, фонопедические упражнения, упражнения, направленные на синхронизацию движений рук и просодических компонентов речи (звуковая волна, дыхательные упражнения с мимическими элементами.
Дети, посещающие логопедическую группу, имеют сложную неврологическую симптоматику, находятся на диспансерном учё те у невролога с диагнозами: гиперкинетическая дизартрия, спастико-гиперкинетическая дизартрия, псевдобульбарная дизартрия, гипотонический синдром. С целью нормализации движений органов артикуляционного аппарата регулярно проводятся комплексы артикуляционных упражнений.
Важным элементом в подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков является самомассаж, различные упражнения которого способствуют либо расслаблению спастики, либо повышению тонуса мышечной системы в зависимости от индивидуальной необходимости каждому ребёнку.
Практически у всех детей с речевыми нарушениями имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребёнка. В развитии ручной моторики отмечаются:
• неполный объём движений;
• нарушение темпа;
• некоординированность;
• наличие синкенезий.
Поэтому в течение всего учебного года мы с детьми проводим пальчиковые гимнастики, которые в соответствии с тематикой меняются еженедельно.
Коррекция двигательных нарушений состоит из цикла упражнений, проводящихся в игровой форме с постепенным усложнением движений. Упражнения на координацию речи с движением способствуют не только развитию общей моторной сферы, но и направлены на развитие темпо-ритмической стороны речи, эту же задачу решают ритмические упражнения.
С целью нормализации мышечного тонуса и приведение в равновесие эмоционального состояния детей используем релаксационные упражнения. Также для снятия напряжения и приобретения навыков саморасслабления с детьми проводим психогимнастические этюды, что способствует развитию познаний детей в эмоциональной сфере, даёт возможность управлять своими эмоциями.
В ходе профилактической работы нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, нами активно используются оздоровительные паузы, которые способствуют переключению с одной деятельности на другую, оказывают положительное оздоровительное воздействие :
• гимнастика для глаз
• массаж шеи
• упражнения для стоп
• массаж спины
Важнейшей задачей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является сотрудничество специалистов ДОУ. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Каждый педагог уделяет внимание вопросам коррекции развития воспитанников в рамках своей практической деятельности. Система упражнений частично используется в работе каждым специалистом :
Инструктор по физкультуре проводит
дыхательные упражнения
координации речи с движением
профилактические упражнения.
Музыкальный руководитель с музыкальным сопровождением проводит совместно с логопедом
артикуляционные гимнастики
координации речи с движением
ритмические упражнения
релаксационные упражнения
элементы психогимнастики.
Педагог-психолог проводит
оздоровительные паузы
дыхательные упражнения
координации речи с движением
психогимнастические этюды.
Воспитатели выполняют с детьми все виды упражнений по заданию логопеда.
Таким образом, внедрение оздоровительных технологий в организацию работы по коррекции речевого развития, позволяет сохранять и укреплять здоровье ребё нка при условии:
1. Грамотного использования системы упражнений
2. Использование интеграции в различных видах деятельности
3. Сотрудничества логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ.