Оксана Гуськова
Выступление на ГПО «Современные игровые технологии — формы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Новый период в жизни ребенка – поступление в детский сад. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.
Дети раннего возраста - деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. Являясь одной из задач национального проекта «Образование», развитию детей раннего возраста уделяется особое внимание.
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности.
Публикация «Выступление на ГПО „Современные игровые технологии — формы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
В связи с этим меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.
Но развитие ребенка возможно в среде доверия, поддержки и эмоционального благополучия, где эмоциональное благополучие выступает как показатель психологического здоровья, способствует развитию ребенка и внутренней его гармонии. Чтобы сделать процесс адаптации к новым условиям жизни ребенка более плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы, которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта. Такими формами работы в первую очередь можно считать игровые педагогические технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровых педагогических технологий в адаптационный период - это эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым. Основная задача игр в адаптационный период - дать возможность «прожить» в игре волнующие ребенка ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Учитывая значимость игры и возможности игровых умений, психологических особенностей детей в раннем возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в воспитанникам сделать процесс адаптации к условиям ДОУ наименее болезненным. Рассматривая игру, как особую форму освоения действительности путём её воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определённый результат на выходе, то игровой педагогической технологией, применяемой в период адаптации ребенка к условиям ДОУ выступает подборка игр и игровых действий, направленная на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша, на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю.
Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:
1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.
Цель данного направления: формирование положительного эмоционального настроя, снижающего эмоциональное напряжение и тревоги.
2. Игры по освоению социального пространства ДОУ.
Цель второго направления: обеспечение ребёнку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.
Для реализации целей данных направлений работы используются мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства, которые включают подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.
В своей работе применяю следующие виды игровых педагогических технологий :
- Пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Это влияет на сенсорное, речевое развитие, формирующее фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления. Использую следующие пальчиковые игры: «Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.
- Шумовые игрушки.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным прием работы при адаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Использую шумовые игрушки, сделанные из различного материала. Дети будут не только прислушиваться к шуму, но и с удовольствием разглядывать их. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, научатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делаю на сенсорные и моторные игры. Игра—важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу. Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС ДО, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
- Игры с водой.
Стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно- пространственная ориентация. Примером таких игр можно назвать игру «Рыбаки и рыбки». Дети с сочками становятся вокруг емкости с водой (воображаемого озера) и с помощью сочка вылавливают рыбок, кладут их рядом на поверхность. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки.
- Игры с песком.
Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность. С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Сколько радости доставляет малышу потрогать песок руками. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным действием.
- Хороводные игры.
Созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников: «Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.
- Макетирование.
Одним из перспективных способов развития ребенка. Макет – уменьшенная модель объекта окружающего мира. Использование данной технологии формирует познавательный интерес, развивает детскую впечатлительность и фантазию. Макет - это игровая среда : он носит многофункциональный характер. В период адаптации применение макета помогает ребенку отвлечься от тревожных мыслей, перенеся его в увлекательный сказочный мир, где могут разговаривать животные, оживать различные объекты. Технология макетирования развивает сенсорные способности детей и остаётся одной из самых интересных технологий.
- Бизиборд.
Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ребенок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Бизиборб, в процессе адаптации, способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению собственной активности. Также служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО.
Но успешная адаптация не возможна без взаимодействия с семьями воспитанников, которое является важной составляющей всего педагогического процесса в данный период, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад строится совместная работа, помогающая ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в детский коллектив. Только совместными усилиями могут быть решены поставленные задачи. Как строится работа с семьей?
Наряду с традиционными формами, такими, как консультации, беседы, собрания, папки-ширмы организую практические занятия, мастер-классы, в ходе которых родители знакомятся с игровыми технологиями, практически осваивают их совместно с детьми, узнают об особенностях организации работы в группе, имеют возможность поделиться своим опытом. Для закрепления полученной информации и использования её в домашних условиях провожу консультации, в которой предлагаю подборки игр, комплексы игровых гимнастик и рекомендации по их применению.
Подводя итоги с определенной долей уверенности можно сказать, что применение в работе игровых педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, снижает риск дезадаптации, повышает защитные силы организма воспитанников, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Совместными усилиями педагогов и родителей у детей раннего возраста период адаптации к условиям детского сада в большинстве случаев протекает достаточно комфортно, без психических нарушений в состоянии ребенка. Показателями этого служит: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, укрепляет контакт с воспитателем, делает воспитательно-образовательный процесс насыщенным и интересным.