Жанна Миглинская
Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на городском семинаре: «Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника»
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Слайд 1
Начать хотела с истории. Представьте себе такая ситуация:
Слайд 2
Коля Б. в пять лет пошел с мамой в цирк. По ходу действия там часто появлялся мужчина крошечного роста со сморщенным лицом и подпрыгивающей походкой. Мальчик никогда не видел лилипутов и был поражен внешностью этого мужчины, напоминавшего хорошо сделанную куклу со сложным устройством. Пред ребенком встала проблема – это живой человек или кукла. Коля уже не замечал концертной программы, он был сосредоточен на решении этой задачи. У него мелькнула мысль: это можно проверить
Публикация «Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника» размещена в разделах
- А как бы вы, уважаемые коллеги, проверили?
– показать лилипуту язык. Если это человек, то ему будет неприятно, если же кукла, то ей безразлично, что делается в зале. Коля выждал момент и, когда лилипут повернулся в его сторону, высунул язык, а затем показал ему руками длинный «нос» и страстно впился глазами в его лицо.
- Что было дальше?
Но в этом момент мама, потрясенная действиями своего сына, встряхнула его так, что ребенок вынужден был прекратить свой блестяще задуманный эксперимент.
- Вы согласны с действиями мамы?
-А ведь, согласитесь, коллеги, что это действительно был настоящий эксперимент.
Слайд 3
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том силе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования, но затем приобретает статус ведущей деятельности.
Как правило, экспериментирование не задано ребенку заранее взрослым, а строится им самим по мере получения всех новых сведений об изучаемом объекте или явлении. В экспериментировании ярко представлен момент самодвижения, саморазвития: когда ребенок преобразовывает объект, раскрывает его новые стороны, свойства, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
Много времени изучению вопросов детского экспериментирования посвятил Поддьяков Николай Николаевич.
Слайд 4
Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик.
В ходе многолетних исследований экспериментирования Николай Николаевич сформулировал следующие положения:
Слайд 5
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение результатов творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования, на поиск новых форм взаимодействия с другими людьми (социальное экспериментирование).
Слайд 6
3. Детское экспериментирование является стержнем любого вида детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции.
5. Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики.
Успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от развития детской поисковой деятельности, которая проявляется в детском экспериментировании, в том числе и социальном, когда дети осознанно или неосознанно «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения. Таким способом ребенок глубже познает себя и других людей.
Что мы и наблюдали в истории с мальчиком в цирке.
Социальное экспериментирование создает в дальнейшем базу для экспериментирования с собственным внутренним миром, для поиска все новых путей и способов удовлетворения своих развивающихся духовных потребностей.
Итак, можно сказать, что все основные образования развивающейся личности ребенка носят в той или иной мере поисковопробующий характер.
Если брать сферу отношений с другими людьми, то многие дети активно ищут новые более эффективные формы и способы общения со сверстниками и взрослыми. Эти формы изменяются, перестраиваются дошкольниками в зависимости от получаемых результатов. Дети активно «опробуют» себя в разных детских деятельностях (конструировании, изобразительной деятельности, музыке и т. д.) – как групповых, так и индивидуальных.
Слайд 7
Эвристическая структура опыта ребенка
Весь опыт ребенка, приобретенный в процессе его жизни, представляет собой сложную структуру. Она включает: консервативный компонент - устойчивые психические образования и развивающийся компонент - это подвижные, находящиеся в процессе развития образования.
Развивающийся компонент играет важную роль в психическом развитии детей, тесно связан с его личностью. В процессе взаимодействия этих двух компонентов происходит повышение интеллектуальной и эмоциональной активности дошкольников: у них рождается масса неожиданных и в ряде случаев серьезных и глубоких вопросов; возникают разнообразные догадки, гипотезы, предположения. Фактически это уже начало творчества.
Познавательная сфера характеризуется двумя противоположными полюсами. На одном полюсе сосредоточены весьма устойчивые, стабильные психические образования: это образы, представления. На другом полюсе функционируют чрезвычайно подвижные психические образования, находящиеся в процессе становления, совершенствования.
Важно подчеркнуть, что фактически нет абсолютно устойчивых знаний. Ребенок ежедневно получает новую информацию о самых различных областях действительности; расширяются и уточняются его знания о мире, что создает возможность для возникновения более точных и полных знаний об уже известных объектах. Прежние устойчивые знания начинают преобразовываться, переосмысливаться, теряют свою определенность. Наступает этап их изменения и развития. Данный этап характеризуется появлением внутренних противоречий, выступающих как движущая сила развития знаний. Затем измененное и преобразованное знание вновь обретает определенность и устойчивость, но уже на более высоком уровне.
Слайд 8
В соответствии с вышеизложенным, можно выделить в мышлении детей две тесно связанные и противоречивые тенденции. Первая тенденция состоит в том, что в ходе мыслительной деятельности детей осуществляется непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные. Данный процесс лежит в основе расширения объема и углубления четких, ясных знаний об окружающем мире. Именно этой тенденции обычно уделяется основное внимание на учебных занятиях с детьми. Вторая, противоположная тенденция, тесно связанная с первой, состоит в возникновении и росте круга неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов детей. Эта неопределенность знаний, которую можно рассматривать как их своеобразную проблемность, является мощным стимулятором умственной активности детей.
Важнейшее условие поддержания умственной активности детей на высоком уровне заключается в том, чтобы рост неопределенных, неясных знаний обгонял рост ясных, определенных знаний, т. е. чтобы вторая тенденция непрерывно воспроизводилась. Такое воспроизведение осуществляется на основе специально разработанных особых форм расширения и углубления знаний, которые ведут к возникновению и росту неопределенных знаний. Каждый акт мыслительной деятельности ребенка обеспечивает все более глубокое познание объекта и одновременно раскрывает его новые, еще не известные стороны и свойства.
Следует отметить, что в процессе традиционного обучения данные противоречивые тенденции мыслительной деятельности детей фактически не имеют места, что отрицательно сказывается как на развитии умственной активности дошкольников, так и на их общем познавательном развитии.
Соотношение консервативного и развивающегося компонентов может быть различным. При преобладании развивающегося компонента вся структура опыта ребенка приобретает эвристический характер. Таким образом, структуру опыта ребенка, включающую в себя в качестве преобладающего компонента незавершенные, развивающиеся психические образования (развивающийся компонент, а также устойчивые психические образования (консервативный компонент, мы называем эвристической структурой. Поисковая деятельность детей обладает неисчерпаемыми возможностями в плане развития творчества дошкольников, формирования эвристической структуры их опыта.
Основной путь формирования творчества у дошкольников заключается как в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, так и (это главное) в формировании такой общей эвристической структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению ребенком в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.
Слайд 9
Принципы построения программ воспитания и обучения
На основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований были разработаны следующие принципы построения программ воспитания и обучения дошкольников.
1. Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
Его реализация позволяет установить гармоничные соотношения между процессами развития, управляемыми действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.
Нарушение сбалансированности этих процессов может происходить при слишком энергичном влиянии взрослого, которое, как правило, снижает собственную активность дошкольников и в конечном итоге отрицательно сказывается не только на саморазвитии, но и на развитии детей. При другом варианте, когда влияние взрослого оказывается малоэффективным, собственная активность детей может проявляться столь интенсивно, что наблюдается дальнейшее ослабление их контактов со взрослым, что опять-таки отрицательно сказывается на дошкольниках.
Так же надо учитывать, что процессы развития ребенка, организуемые взрослым, должны быть построены таким образом, чтобы они одновременно стимулировали и ход саморазвития и методы учебной и воспитательной работы с детьми.
2. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников.
Об этом более подробно будет вам рассказано далее.
Новым и пока еще недостаточно разработанным является вопрос об оптимальной активизации хода саморазвития, который осуществляется в русле собственной активности ребенка. Взрослый может участвовать в этом процессе только косвенно, создавая благоприятные условия для развития всех видов экспериментирования дошкольников. Большое значение в этом процессе имеет создание развивающей среды.
3. Принцип «развивающейся интриги».
Интенсивное накопление и развитие неопределенных знаний, представлений детей создает мощную скрытую (потенциальную) энергию, энергию процесса обучения. Она проявляется на определенном его этапе в виде лавинообразных «ага-реакций» – собственных открытий самого ребенка. Если содержание этого принципа значительно упростить, то можно сказать, что процесс воспитания и обучения должен содержать в себе пружину развивающейся интриги. Страстно желая открывать всё новые знания по интересующему вопросу, ребенок не ждет разъяснений взрослого, он сам активно прогнозирует, строит догадки, предположения, мысленные и реальные эксперименты.
4. Формирование творчества на всех этапах обучения и воспитания детей.
Поддьяков Н. Н. считает, что формирование творческого потенциала необходимо осуществлять на всех этапах обучения и воспитания дошкольников. Это положение реализуется в том, что для детей создаются условия, в которых они имеют возможность экспериментировать с только что усвоенным материалом. Особенно важно, чтобы ребенок поэкспериментировал с учебным материалом до обучения или в самом начале процесса. Так, творческая группа во главе с Поддьяковым Н. Н. с 1960-х годов начинала ознакомление детей с любым новым содержанием, предлагая им экспериментировать с элементами учебного материала. Это положительно сказывалось на эффективности обучения дошкольников и повышало уровень их творческого развития.
На основе вышеизложенного можно сформулировать концептуальный подход к формированию детского творчества. Творческий ребенок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется его сложнейший внутренний мир, который или придает всей деятельности ребенка творческий характер, или, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам.
Таким образом, внутренний мир ребенка, вся его личность, выращиваемые в соответствии с законами саморазвития и творчества, на долгие годы станут мощным источником полноценного развития человека.
Слайд 10