Валентина Фокина
Выступление из опыта работы «Подвижная игра как средство коммуникативного общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра как средство коммуникативного общения.
Система физического воспитания дошкольников оказывает целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивает реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное его развитие. Умение общаться является одними из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности. Проблема общения и межличностного взаимодействия на сегодняшний день очень актуальна. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими в коллектив из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом. И мы, педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности ребенка. Одним из средств развития коммуникативных способностей является подвижная игра. Так как всем известно, что игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность.
Публикация «Выступление из опыта работы „Подвижная игра как средство коммуникативного общения“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Подвижные игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Игра-это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевые качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, общения друг с другом - коммуникативных способностей.
Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий.
В дошкольных учреждениях подвижные игры используются на занятиях по физическому воспитанию, во время прогулок, спортивно-развлекательных мероприятий, индивидуальной работе. Ребенку парой приходится решать самому, как решать как действовать, чтобы достигнуть цели. Неожиданность и быстрота смены условий и заставляет его искать самостоятельно пути решения этих задач. Это способствует развитию самостоятельности и умения работать в коллективе, развитию творчества и сообразительности, активности и инициативы, ребенок учится общаться со сверстниками, и в дальнейшем ему легче будет принять те правила, которые ему будет диктовать общество.
Характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка. Они способствуют развитию мышления, воображения,воспитывают ловкость, сноровку, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки. Неоценима роль подвижных игр для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, координации слухового и зрительного анализаторов.
Все игры для детей дошкольного возраста построены на движении. Игры различные по содержанию, по организации, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры малой подвижности, коммуникативные игры и хороводные. Они отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состояния здоровья, подготовленностью. Учитывается также место в режиме дня, время года, степень организованности детей, их дисциплинированность.
Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета, включают несложные движения, количество ролей не значительно. Правила очень просты и носят подсказывающий характер. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определённом направление; пойманным отходить в сторону. Педагог начинает игру с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные, в этом возрасте внести в группу мягкую или новую, яркую игрушку, предложив детям поиграть с ней. Тогда они лучше усвоят правила, четко будут стараться выполнять движения, получают эмоциональный заряд бодрости.
Педагог объясняя игру строит их в шеренгу, полукругом, врассыпную или собирает около себя. Объяснение содержание и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным, особо выделяются правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей. Желательно, чтобы все дети умели справляться с любой ролью. Если игра проводится впервые – педагог выполняет главную роль сам, а затем передаёт её детям. Его непосредственное участие в игре поднимает интерес к ней, делает её эмоциональнее. Количество ролей увеличивается до 3-4. Можно выбрать на роли детей, которые сами изъявили желание, можно по считалке или по выбору педагога. Есть игры где каждый ребёнок играет сам за себя и стремится выполнить задание как можно лучше.
Педагог подаёт команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры в ходе и конце её. Делает указания в положительной форме, поощряет решительность, ловкость, находчивость, инициативу. У детей появляется желание точно выполнять правила игры. Подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увёртываться, стоять неподвижно, или принимать позу какого- либо животного. Например: «Кот и мышки», «Птички в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Маленькие мышки».
Во второй половине года в средней группе вводятся простые игры- эстафеты. Чтобы дети быстрее сообразили, что такое эстафета, нужно дать в руки им какой- либо небольшой предмет для передачи. Выполнили задание- передали эстафету следующему, тот – продолжает игру. Выигрывать будет пока дружба. В старшей и подготовительных группах - подвижные игры постепенно усложняются, но последовательность действий и эпизодов остаётся постоянной. Усложняются двигательные задания и взаимодействия играющих, увеличивается расстояние, вводятся новые виды движений, учитываться будет результат всего коллектива, качественное выполнение, а также скорость. Будут выигравшие и проигравшие. Педагог должен научить детей правильно воспринимать результат.
Играми средней и мало подвижности называют такие, в которых тоже активно участвуют все дети, но характер движений играющих относительно спокойный или движения выполняются в медленном темпе, к тому, же интенсивность их незначительна. К ним относятся хороводные и коммуникативные игры. Например: «Весёлый бубин», «Федул», «Колокольчик», «Дрозд».
Чаще всего эти игры проводятся в кругу, способствуют сильной и эмоциональной разгрузке, приводят детей в уравновешенное состояние. Педагог принимает непосредственное активное участие в этих играх.
На занятиях, прогулках широко используются народные игры. В них много юмора, шуток соревновательного задора. В народных играх отражается исканная любовь народа к веселью, движениям, удовольству. Это игры: «Дед», «Бабка – Ёжка», «Ловишки», «Прятки», «Жмурки» и мн. др. преимущество использования этих игр состоит в простоте и доступности их организации.
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому нужно вовлекать родителей в активный воспитательный образовательный процесс и держать их в курсе событий. Меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду дополняются играми и упражнениями в домашних условиях. Нужно как можно больше проводить совместных мероприятий, которые сближают детей и взрослых. Например: «Зимушка-зима», «Папа, мама, я-спортивная семья», «Сабантуй», «Осенние гуляния».
Для результативной деятельности с детьми необходим тесный контакт с семьёй, таким образом интересно организованная работа может удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создаёт условия для эмоционально-психологического благополучия, т. к. оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли нравственности.
Подвижные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей и качеств детей формируют у них :
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
- позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”.
- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Практически все дети любят играть в подвижные игры. Так что играйте с детьми, ведь игры объединяют взрослых и детей общей радостью, неповторимым эмоциональным настроением!