Елена Галашина
Выступление из опыта работы «Формирование позитивных установок к различным видам труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Костромского муниципального района Костромской области
«Детский сад «Колокольчик» деревни Коряково»
Выступление из опыта работы:
«Формирование позитивных установок к различным видам труда»
Подготовила: Галашина Елена Александровна,
воспитатель 1 квалификационной категории
- Февраль, 2020г. -
Вступление
Публикация «Выступление из опыта работы „Формирование позитивных установок к различным видам труда“» размещена в разделах
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отображены в ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155) в области «Социально-коммуникативное развитие».
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества дошкольников понимается как целенаправленная организация процесса по развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Таким образом, педагогический процесс по формированию положительного отношения к труду должен стать одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений.
Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема о формировании позитивных установок к различным видам трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста всегда будет оставаться актуальной.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я поставила перед собой цель: разработать и реализовать Проект, направленный на формирование у старших дошкольников позитивных установок к различным видам труда.
Таким проектом стал детско-взрослый проект по благоустройству территории детского сада «Цветущий островок».
Территория нашего детского сада обширна и разнопланова. Ее общая площадь – 6400 кв. м. и проблема благоустройства территории актуальна.
К выполнению данного проекта меня побудила забота о детях, желание сделать территорию еще красивее и комфортнее.
Необходимо окружать ребёнка красотой, для того чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя.
От того, насколько этот участок будет ухоженным, красивым, периодически обновляющимся, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.
Итак, проект по благоустройству территории детского сада «Цветущий островок».
По типу – проект практико-ориентированный.
По виду – творческий, открытый, коллективный.
Сроки реализации: март — июнь 2019 г.
Участниками проекта являлись: дети, воспитатели, родители
Цель проекта: формирование у старших дошкольников позитивных установок к трудовой деятельности.
Определила задачи проекта:
• Формировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека.
• Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
• Формировать взаимоотношения и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитывать общественно - направленные мотивы труда, умения трудиться в коллективе и для коллектива).
• Развивать творческую инициативу, стремление оказывать посильную помощь, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
• Воспитывать ценностное отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
• Воспитывать интерес к труду, трудолюбие, ответственность, самостоятельность.
• Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.
• Создать комфортные условия для развития личности ребенка.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Создать единое пространство детей, родителей, педагогов.
Выступление
Для реализации данного проекта необходима была помощь и участие родителей. Чтобы заинтересовать и привлечь внимание родителей была оформлена выставка литературы по ландшафтному дизайну, изготовлены буклеты по оформлению территории детского сада, проведено родительское собрание.
Родители проявили интерес и откликнулись на наш проект, так была создана творческая группа родителей.
Таким образом, на подготовительном этапе были поставлены цель и задачи, составлен перспективный план работы над проектом, проведен анализ состояния участка детского сада и существующих проблем, разработаны эскизы различных вариантов оформления участка; разработаны совместные действий детей, педагогов и родителей, определён объем работы, собраны материалы, необходимые для оформления согласно проекту.
На втором практическом этапе передо мной, стояли две задачи: вызвать интерес детей к трудовой деятельности и в то же время предупредить возможность неудачи, чтобы не снизить интерес к труду. Использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению, воспитывая трудолюбие.
Самая эффективная, действенная и одновременно наиболее результативная форма приобщения детей к пониманию трудовой деятельности – практическое участие самих детей в этой деятельности.
Поэтому дети с самого начала были равноправными участниками проекта. Перед детьми была поставлена проблема: как нам украсить (оформить, преобразовать) нашу зеленую полянку? Во что мы сможем ее превратить?
Дети проявили интерес и творческую активность к проблеме. От них последовала масса интересных предложений: «мой папа сможет сколотить мельницу из досок, а я ему помогу», «а мы с мамой сможем сделать петушка из пластиковых бутылок», «надо сделать красивые цветники», «мы с мамой выращиваем разноцветные герани и на лето высаживаем их в чугуны, которые привезли от бабушки, у нас их много, мы сможем и в садик принести», «а давайте сделаем пруд и запустим туда рыбок или уточек», «мой папа может сделать из прутьев плетень», «а мы с моей старшей сестрой и мамой сделаем человека», «а еще можно сделать колодец из бревен как около нашего дома». Так дети были вовлечены в творческий процесс.
Все наши совместные планы были реализованы: в марте мы с детьми посеяли семена цветов, наблюдали за всходами, ухаживали за рассадой, а также проявляли активность в познании ландшафтного дизайна, знакомились с декоративными растениями, особенностями их выращивания, читали познавательную литературу. Тем самым способствовали повышению интереса детей к трудовой деятельности.
А уже в апреле мы трудились, воплощали в реальность наши планы. Семья Вани сколотили мельницу, папа Глеба привез сруб березовый для колодца.
Саша с мамой сделали петуха из пластиковых бутылок.
Семья Степы привезли чугуны с посаженной геранью, Олеся с мамой - старый таз и оформили пруд.
Ярослав с папой принесли старую каталку – лошадь и сметали стог сена. Мы с детьмии оформили петуниями площадку, а старые корзины использовали для обустройства цветников. Обычный трухлявый пень у нас превратился в ярко цветущий, когда на нем разместился розовый очиток.
Для достижения высокого результата, необходимо было включение каждого ребенка в трудовую деятельность. Для того чтобы заинтересовать детей был введен игровой момент: работа «Службы быта» (Сегодня в нашу «Службу быта» пришла заявка на выполнение работы). Детям представилась возможность самим, в игровой форме выбрать бригадиров, которые в свою очередь выбирали себе в бригаду детей. Дети самостоятельно обсуждали и выбирали, какую часть работы будет выполнять каждый, какое оборудование и сколько надо взять для выполнения работы (ведра, грабли, лейки).
Таким образом, дети самостоятельно планировали свою деятельность, распределяли между собой обязанности, договаривались. Дети стремились принять участие в совместном труде коллектива сверстников, учились соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой ты трудишься, является частью общего дела коллектива и зависит от темпа и качества работы других.
Ребятам понравился сюжет и они стали развивать его в самостоятельной деятельности – играть в сюжетно–ролевую игру.
Так совместными усилиями детей, педагогов и родителей наша поляна ожила. Мы создали интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, трудиться, познавать окружающую действительность.
Труд в природе очень любимый детьми вид трудовой деятельности. Ребенок ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям. Дети с особым теплом заботятся о растениях: поливают, удаляют сорняки на клумбах. Дети видят непосредственный результат своего труда – радующие глаз цветочные клумбы.
Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых. Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. В социально-коммуникативное развитие дошкольника труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом.
По результатам проделанной работы, можно сделать вывод. У детей поменялось отношение к трудовой деятельности, появился интерес, а главное желание помогать и сотрудничать. Только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
Своё выступление мне хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского: «Давайте детям радость труда. Эту радость ему несёт успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставить радость другим».
Хотелось бы еще отметить, нашему «Цветущему островку» дети дали свое название - «Деревня» («мы пошли в деревню поливать цветы»,.). И хотя проект завершен был в июне, работа в нашей «Деревне» продолжалась до поздней осени: пололи, поливали, косили, сгребали траву, перекапывали… А самое главное: строили планы на будущий год (вскопать грядки, посадить тыкву, кабачки, спереди посадить хосты и декоративные кусты гортензии).