Елена Васильевна Саломатова
Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление из опыта работы.
«Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»
Организация труда, дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленные, активные. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Публикация «Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Трудолюбие и способности к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Труд-это, что развивает маленького ребенка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание –это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленное на развитие общетрудовых умений и способностей, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Для того чтобы сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности необходимы следующие условия:
-создание эмоционально положительной обстановке в процессе труда;
-создание мотивации трудовой деятельности;
-демонстрация заинтересованности педагога;
-подбор оборудования для труда;
- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;
-учет нагрузки, состояние здоровья, интереса, способности ребенка;
-поощрение в процессе и по результатам труда;
-создание трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полученным делам;
Главная цель, трудового воспитания дошкольников- это формирование личности ребенка, а также правильное отношение к трудовой деятельности. На начальном этапе становления трудовой деятельности важно закрепить эмоционально-положительный настрой к деятельности-основу формирования положительного отношения к труду в дальнейшем. Основной метод, который я при
этом использую-это положительная оценка в разных формах одобрения ребенка за проявленное желание включиться в трудовой процесс, поощрение самый действенный и необходимый прием: «Молодец, что согласился мне помочь. Мне одной тяжело» или «Какой ты молодец! Я бы без тебя ни справилась». Хваля детей за каждое малое достижение и даже в случае неудачи нахожу положительное : «Сегодня ты старался застегнуть пуговицу, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел. Молодец!»
Поощряя ребенка, я закрепляю в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у детей положительное отношение к труду, а так же вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Для активизации у детей положительных эмоций в связи с усвоением навыков, я использую поэтапное мотивирование, которое является одним из эффективным методов. Оно является как бы эмоциональным подкреплением, стимулом к дальнейшей деятельности. Мне важно увидеть промежуточные результаты в ходе усвоения навыков (удачные действия ребенка, умелое следование показу воспитателя, копирование его поведения, стремление к самостоятельному выполнению работы, старательность, исполнительность, послушание) и другие проявления в труде, и если они положительные поощрять их.
Создаю специальные педагогические условия, которые как бы подсказали малышу, где и в чем может проявить инициативу. Не редки случаи, когда малыши включаются в трудовой процесс по подражанию: они видят работающих няню, воспитателя и изъявляют желание помочь им. Эффективный прием является наблюдение, поэтому организую как можно чаще наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя и т. д., которые выполняют простые и понятные детям действия, акцентрируя их внимание на той или иной деятельности, разъясняю детям, почему взрослые трудятся, поощряя их желание помочь.
Часто, специально затеваю при детях дела, чтобы привлечь их внимание, применяя такой пример, как «разговор самим собой», который ведется по ходу работы. Например: наводя порядок в физкультурном уголке: говорю достаточно громко, чтобы слышали находящиеся рядом дети. «Сейчас, я аккуратно сложу на полочку. Нужно поставить машину в гараж, чтобы они не мешали. Вот так». Ребенок слышит слова, начинает присматриваться к моим действиям, а затем постепенно включается в совместную со мной деятельность.
Конечно, же возможности включения ребенка в деятельность взрослого в качестве участника, требует предварительного продумывания реального содержания деятельности, доступной ребенку.
Сильным побудителем включения детей в труд является игровой прием эпизодического появления игрушек и наш разговор с детьми от лица того или иного персонажа.
С помощью наглядных изображений имею возможность и экономно передать детям информацию о действиях и их последовательности. Учу понимать жизненно близкий сюжет, развиваю умение слушать пояснение, короткий рассказ воспитателя, расширяя словарь детей, учу детей рассказывать. В качестве наглядности использую картинки, реальные предметы-игрушки.
Очень важным является и организация специального обучения совершению действий. Например: предлагаю действовать лопаткой, одновременно показывая действия и объясняя их. А также обучаю не только словесно, но и действенно. Обучая детей приемам работы, показываю свою заинтересованность деятельностью. Достигается это общением с ребенком в ходе работы, разговором с ним по поводу выполняемого дела. Доверительная манера общения, искренний интересен тому, что делает ребенок, практическая помощь-все это позволяет создать обстановку, для поддержания активности детей, сосредоточение его внимания на трудовом процессе в течении определенного времени. Процесс формирования трудовых навыков влияет на нравственное развитие детей, на формирование у них коллективных взаимоотношений, если в него будет включен привлекательный для ребенка мотив. Например: «Давай, Рома, поучимся аккуратно вешать одежду в шкафчик, ты научишься, а потом научишь Радмилу».в данной ситуации у детей при непосредственном руководстве со стороны взрослого начинают формироваться первые элементы коллективных действий.
Нередко при выполнении трудовых действий,я использую аудиозапись, так как музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время уборки игровой комнаты.
Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но и вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участия в них каждого ребенка.
Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е. А. Аркин, что так же затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение, внимание, поэтому необходимо дозировать его, учитывать физические возможности психологические возможности детей данного возраста. Труд по объему и сложности должен быть посильным для ребенка. Предлагаемый вид труда должен быть немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
Эстетически организованная среда важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделить подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать размеру, легкость, удобство в использовании. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.
Повседневная жизнь детей в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя- постоянного внимания к тому, на сколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.
На предварительном этапе накопления и систематизации опыта была сформирована предметно-развивающая среда:
-уголок природы (календарь природы, комнатные растения и средства ухода за ними.
-центр конструирования)разные виды конструктора, технологические карты)
-центр художественно-продуктивной деятельности.
-книжная зона (художественная литература, энциклопедии, журналы, тематические альбомы.
-театральная зона (разные виды театра)
-зона сюжетно-ролевых игр (атрибуты)
-игровая зона (настольно-печатные игры, пазлы, лото)
-физкультурно-оздоровительная зона (спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, альбомы с видами спорта)
-экспериментально-исследовательский центр (различные материалы для исследования, лупы, пинцеты, памятки)
-учебная зона
Подготовлен инвентарь для работы на участке и на огороде.
В группе создана копилка дидактических игр например: «кому, что нужно для работы», «Светофор», «Поступи правильно», «Собери растение» «Сварим суп или компот» и т. д
Разработала конспекты по трудовой деятельности «
Изготовила альбомы:
-загадки, пословицы, поговорки, стихотворения о труде;
-профессии мам и пап.
Разработаны сюжетно-ролевые игры по теме профессии: «Строители», Семья», «Больница», «Магазин», «Салон красоты».
Разработан проект «Все профессии важны», «Моя семья»
Важный аспект в работе воспитателя –это работа с родителями. Для более успешного достижения цели в работе с родителями были запланированы консультации для родителей «Приобщение детей к труду», «Как воспитывать у ребенка желание трудиться».
Выставки коллективных и семейных работ, совместные мероприятия (согласно плану) «Осенняя фантазия».. родительское собрание было проведено в форме круглого стола, где были подняты вопросы по трудовой деятельности.
Таким образом, использование разнообразных методов, приемов и создание условий побуждает детей к труду, позволяет создать благоприятную обстановку для последующего обучения, выполнению трудовых действий, вызывает желание ими овладеть.
Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельные, легко приспосабливаются к любым условиям, и быстрее решают различного рода проблемы.