Анна Кузменченко
Региональный компонент в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я музыкальный руководитель д/с №35 «Солнышко» х. Родниковского. Сегодня хочу представить вам опыт своей работы по теме:
1 слайд «Региональный компонент в музыкально - образовательной деятельности детей дошкольного возраста».
Наша жизнь начинается с родного дома, и всю жизнь наши дороги ведут к нему. Может некоторые народные традиции забытые нами не стоит и не надо возвращать в современность, но все же это надо знать, желательно каждому, кто считает себя культурным человеком, так как его культура начинается, прежде всего, со знания культуры своих предков и культуры земли на которой живешь. Именно эти задачи разработчики ФГОС ДО провели красной нитью в стандарте: 2 слайд -объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Но для того, чтобы реализовать эту задачу донести до детей знания об отечественных традициях и обрядах, педагог должен быть сам эрудирован в этом вопросе. А чтобы еще, через региональный компонент развивать и музыкальные способности детей, педагог сам должен быть творческой личностью.
Публикация «Региональный компонент в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
3слайд. Поэтому эту работу я начала с повышения своего профессионального мастерства:
посетила 4 слайд Семинар – практикум в нашем д/с «Технологизация процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественных семейных традиций», где в практической части, с помощью задорных частушек, песен прибауток, веселых танцев представили кубанскую домашнюю утварь.
5 слайд. На деловой игре «Колесо истории» организованную в нашем ДОУ. Показали инсценировку казачьих песен.
6 слайд. Приняла участие с воспитателями в фестивале «Казачьему роду нет переводу» в станице Советской с театрализовано - музыкальной постановкой «Традиции и обряды, связанные с хлебом».
7 слайд. На уровне ДОУ приняла участие в конкурсе педагогического мастерства «Ты, Кубань, ты наша Родина», где вместе с детьми представили кубанские песни, танцы, инсценировки «Проводы в армию», и «Выкуп невесты».
8 слайд. Педагогический репортаж проведенный в форме деловой игры позволил нам подвести итоги приобретенных нами профессиональных навыков по использованию регионального компонента в воспитательно –образовательном процессе что позволило перейти к 9 слайд следующему этапу, работе с детьми. Но чтобы организация воспитательно - образовательной деятельности с детьми была действенной и плодотворной, мы поняли, что в группах недостаточно развивающей среды. Поэтому разработали положение о (10 слайд) смотре- конкурсе центров патриотического воспитания, я входила в состав рабочей группы по разработке этого положения поэтому большое внимание уделяла созданию среды художественно - эстетическому направлению : в группах в уголках ряжения появились костюмы казака и казачки, сарафаны, расписные платки, разноцветные ленточки для девочек, папахи для мальчиков, музыкальные уголки в группах пополнились музыкальными инструментами : трещотками, бубнами, деревянными ложками, дудочками для элементарного музицирования детей и инсценировок кубанских казачьих песен. В уголках театрализованной деятельности появились новые атрибуты для инсценировок казачьих песен, (маски, шапочки и т. д, куклы для драматизации кубанских сказок и стихов.
В рамках проведения этого смотра – конкурса оказала помощь воспитателям в пополнении среды по данному направлению деятельности. Составила подборку аудиодисков для прослушивания «Кубань-песенная», подготовила ряд видео презентаций «Храмы Кубани», «Кубанский казачий хор- гордость Кубани», «Музыкальные инструменты» и др. Собрала видеотеку для групп всех мероприятий связанных с традициями и культурой Кубани.
Для того чтобы вы смогли создать развивающую среду в соответствии с новыми требованиями, я вам подготовила раздаточный материал, положения и методических рекомендаций по созданию центров патриотических уголков.
11 слайд Для организации воспитательно- образовательного процесса нам большую помощь оказала книга автора Н. А. Бондарева «Отечественные семейные традиции» в вопросах и ответах. На основе анализа были выявлены отечественные семейные традиции, содержание которых способствует духовно- нравственному воспитанию дошкольников и соответствует возврастным и психологическим особенностям дошкольного возраста. Составлено тематическое планирование занятий и свободной деятельности с учетом интеграции отечественных семейных традиций.
В ежедневном календарном планировании у меня как муз. руководителя и воспитателей групп в соответствии с ФГОС ДО выделен раздел «Построение образовательной деятельности с учетом региональных и национальных особенностей» в котором мы прописываем эти традиции и закрепляем их в течение дня.
Результатом моего профессионального мастерства по приобщению дошкольников к региональной культуре стало проведение открытых показов нод с детьми с помощью которых воспитатели повысили свой профессиональный уровень по использованию форм, средств и методов по приобщению дошкольников к региональной культуре через муз. деятельность и использовать их в ежедневной работе с детьми.
12 слайд Проведенное занятие «Песня колокольчика», позволило познакомить детей с храмами Кубани, закрепить знания о профессии и ремесле кузнеца, звонаря, слушали колокольный звон.
Для расширения знаний детей о музыкальном наследии Кубанского народного творчества, было (13 слайд) проведено занятие «Кубанский казачий хор - гордость Кубани». Где дети закрепляли знания о гимне Кубани и некоторых Кубанских казачьих народных песнях. Ребята исполняли первый куплет гимна Кубани и показали (14 слайд) инсценировку казачьей песни «Ой при лужку, при лужке». Закрепить знания детей о народных инструментах, которые в своем творчестве используют артисты Кубанского казачьего хора, я смогла через организацию беседы с показом презентации со звуковым сопровождением. Для закрепления полученных знаний во время муз. занятий ведется тетрадь взаимодействия воспитателя и муз. рук. В этих тетрадях расписываю, предварительную работу по разучиванию и прослушиванию кубанских произведений, которые воспитатели прописывают в ежедневном календарном планировании.
В реализации регионального компонента в музыкально- образовательной деятельности детей дошкольного возраста помогают праздники и развлечения. Организованные в содружестве муз. рук и воспитателей. С детьми младшего возраста на (15 слайд) празднике «Первый платочек», «Татьянин день» расширили вместе знания детей о традициях связанных с праздником первого платочка, о народных традициях, культуре, прививала детям уважение к духовному богатству русского народа. Дети исполняли хоровод «Березка» и танец «Мы веселые матрешки». На утреннике (16 слайд) «Осенины» дети с помощью стихов и песен представили кубанские традиции и обряды, связанные с землей, сбором урожая, закрепляли связь между климатическими условиями и развитием сельскохозяйственных работ. Дети исполнили песню «Огородная- хороводная», коллектив сотрудников исполнил кубанскую песню «Ой да на Кубани зори ясны», инсценировали песню «Пряха».
Осуществить работу по данному направлению помогают и (17 слайд) обрядовые праздники, которые давно излюблены на Кубани. Для них мы с детьми разучили календарные обрядовые песни «Коляда- коляда», «Посеваем- посеваем», «Как на масляной недели», ввели понятие «колядование», «посевание», «крещение» и закрепляли полученные знания развлечением.
Также работа по реализации регионального компонента, через музыкальную деятельность решается с помощью игр детей. Знакомя детей с историей происхождения Кубани, на основе ознакомления детей с традициями и обрядами Кубани, связанными с жильем при помощи (18 слайд) мой авторской музыкально - дидактической игры «Подумай, отгадай». Об этой игре.
Решить задачи по реализации регионального компонента помогает организация дополнительного образования в ДОУ. В нашем д/с работает (19 слайд) кружок «Звонкие капельки» которым я являюсь руководителем, план работы которого я включаю разучивание кубанских песен, выступление детей этого кружка можно увидеть не только праздничных утренниках но и на мероприятиях нашего поселения. Так с инсценированием песни «Черна редька» дети выступили на дне работника сельского хозяйства. За выступления я и мои воспитанники были отмечены благодарственным письмом и ценными подарками директором ФГУП ОПХ «Урупское».
Для наглядного закрепления знаний о родном крае в ДОУ создан (20 слайд) музей «Кубанская горница».
Регулярно его, посещая музей «Кубанская горница» в ДОУ. В зоне «Колыбелька», разучиваем «колыбельные» песни. Предлагаю детям прижать к себе куклу и исполнить колыбельную песню, а также исполняем различные частушки, выученные раннее песенки, также знакомятся с кубанской утварью.
(21 слайд) Но вся эта работа не была бы такой плодотворной без взаимодействия с семьями воспитанников. Мною вместе с воспитателями Для решения этой задачи в приемной в родительском уголке оформлялись (22 слайд) папки- передвижки с рубрикам «Традиции и быт казачьей семьи», «Воспитание девочек и мальчиков в русских традициях», «Кубанские песни и хороводы» и т. д.
Принимала участие в (23 слайд) родительском собрание «День матери казачки», где расширяли знания родителей об истории создания этого праздника. Во время, которого, родители изготовили оберег куклы «Бесонницу» и разучили колыбельные песенки. Во время проведения праздничного концерта «День матери» дети проинсценировали колыбельную песню. Расширить знания родителей о кубанской культуре мне помогает организованный в нашем ДОУ (25 слайд) родительский клуб «Любавушка» руководителем, которого я являюсь. На заседаниях этого клуба я знакомлю родителей с песенным творчеством кубанских поэтов и композиторов. Выступления родителей посещающих этот клуб включаются в праздничные утренники ДОУ. Так на праздничном утреннике в ДОУ посвященному 80 летию образования краснодарского края была представлена инсценировка кубанской песни «Ходим можинка».
(26 слайд) Результативность моей работы отражена в печатном методическом пособии «Отечественные семейные традиции в сценариях воспитательных мероприятиях» автором, которого я являюсь, пособие поможет педагогам дошкольных учреждений и тем, кто не равнодушен к сохранению культуры Кубани, России, и духовно – нравственному и патриотическому воспитанию её будущих граждан.
В заключение своего выступления, хочется отметить, что приобщение детей к региональной культуре, через музыкальную деятельность, имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания детей. Поэтому каждый педагог не зависимо от того с каким возрастом детей он работает в данный момент должен обладать исполнительскими навыками, актерскими и сценическими данными, знать музыкальное наследие Кубани, должен так организовать воспитательно- образовательный процесс в группе, чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя, частицей своей малой родины Кубани и, что его малая родина Кубань нуждается в его защите, в воспевании ее красоты, величия ее народа и в сохранении и возрождении ее традиций.
Надеюсь, что представленный опыт моей работы окажет вам в этом помощь.