Альфинур Козлова Хидиятовна
Выставка в детском саду — средство эстетического воспитания (консультация для педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективным средством в обучении детей художественному восприятию является посещение художественных музеев и выставок произведений искусства.
Но Россия – очень большая страна, и условия жизни в ней неоднородны. Существуют города и целые регионы, в которых культурная жизнь строится на иных основаниях, чем, к примеру, в столицах с большим количеством музеев и выставочных залов. Детский сад в этом случае может взять на себя функцию культурного центра.
Публикация «Выставка в детском саду — средство эстетического воспитания (консультация для педагогов)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Работа, эта предусматривает:
— воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;
— эстетические воспитание средствами искусства (художественное воспитание, развитие творческих способностей).
Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывают в нем
чувство красоты, любознательности. В нашем детском саду прекрасное эстетическое оформление развивающей среды, оформлен детский вернисаж «Разноцветный мир детства» и стенд для оформления и проведения детских выставок в ДОУ.
В ДОУ созданы благоприятные условия, развивающая среда для формирования
-нравственно-патриотических качеств у старших дошкольников,
-основ базовой культуры личности,
- всестороннего развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
-успешного развития детского изобразительного творчества, при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества,
-знаний народного декоративно-прикладного искусства России, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Развиваем интерес к различным видам искусства: литература, изобразительное искусство,
декоративно-прикладное искусство, музыка. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие, что способствует не только их эстетическому, но и нравственно-патриотическому воспитанию.
Так, мы в своем учреждении организуем и проводим художественные выставки для наших воспитанников, для семейного посещения. Такие выставки приносят радость и малышам, и членам их семей – братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам.
Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между поколениями, а также – для совместной деятельности педагогов и родителей. Ведь родители с удовольствием втягиваются в процесс организации выставок : предлагают темы, добывают экспонаты, участвуют в оформлении. Большой воспитательный эффект дает совместная работа воспитателей в детском саду и родителей в семье.
В кабинете изобразительной деятельности организую выставки произведений изобразительного искусства и детских работ.
В каждой возрастной группе проводим выставки детских рисунков, поделок для детей и родителей, чтобы показать родителям, что делали и что умеют их малыши.
Выставки в детском саду как одна из форм сотрудничества детского сада и семьи, как средство обогащения представлений дошкольников об окружающем мире, как средство эстетического воспитания, имеют огромное значение в развитии и воспитании детей :
1. Приобщают дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждают к творческой деятельности, воспитывают любовь к родному городу, краю;
2. Обогащают представления о природном и рукотворном мире, развивают познавательные интересы;
3. Дети в своих рисунках передают хорошее настроение и показывают свой яркий богатый внутренний мир, хорошие знания, умения и навыки.
4. Вместе с детьми повышают культурный уровень педагоги и родители;
Выставки детских рисунков, совместные с родителями, педагогами, поделок в детском саду организуем тематические и к праздникам. Активно привлекаем родителей с детьми к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи. Оформляем выставки красочно, ярко, интересно и красиво.
При организации и при подготовке той или иной выставки мы руководствуемся планом.
План работы по организации выставок
1. Составление перспективного плана проведения выставок.
2. Подбор необходимой научно-популярной, методической и искусствоведческой литературы.
3. Проведение анкетирования и выяснение художественного предпочтения родителей, и их возможности помочь детскому саду с экспонатами по той или иной теме.
4. Проведение с педагогами и родителями семинаров-практикумов и консультаций по теме предстоящей выставки.
5. Работа над созданием выставки : предварительная работа педагогов с детьми и родителями, организуем рекламную компанию в преддверии выставки (объявления о выставке и приглашения для родителей и сотрудников).
6. Проведение экскурсии по выставке.
В 70-х годах прошлого века художник-педагог-новатор Борис Михайлович Неменский создал теорию эстетического воспитания детей, в которой значительное место отводилось «феномену насмотренности». «Нужно не просто предоставить детям возможность рисовать и знакомить их с разными приемами изображения. Необходимо показывать им работы мастеров изобразительного искусства. Причем - не одну иллюстрацию или картину, а целый художественный ряд – так, чтобы одна и та же тема была представлена в работах разных художников. Ведь художественное видение не однозначно. А взгляд художника – особенный взгляд. Он даже обычное может представить в необычном свете».
Наша задача научить детей на выставках смотреть, видеть, любоваться и понимать особый язык изобразительного искусства. Первый шаг к его освоению – в обозначении «красоты». Мы говорим детям: «Посмотрите: как красиво!» Или: «Посмотрите: как интересно!»
В основе нашего педагогического коллектива - глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы “прорастает” в нём и становится потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.
Интерьер детского сада имеет немаловажное значение. Красиво и с любовью оформленное помещение активно воздействует на ребенка - оно положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое. Детский садик – добрый уютный дом. Это дом, где дети встречают заботу, ласку, находят множество развлечений для себя и могут поиграть в самые различные игры, общаясь со своими сверстниками. Именно здесь закладывается основа творческого, духовного, нравственного и патриотического воспитания.
Закончить рассказ о нашей работе в ДОУ хочется стихотворением о природе творчества.
В детстве не было лучше подарка:
Краски, кисточки, тонкий альбом…
Рисовали мы смело и ярко
Солнце жёлтое на голубом,
Папу с мамой, цветы без названья
И морозный узор января,
Чуть завидуя тем, чьё призванье –
Быть художником, радость творя.
Если глубже в картину вглядеться,
Сразу вспомнишь о чём-то своём.
Все художники – родом из детства,
Их коснулась жар-птица крылом!
Мы верим, что эта жар-птица живёт в нашем детском саду «Росинка» и одаряет нас взрослых и наших детей способностью чувствовать и понимать, как бесконечно прекрасен окружающий мир.
На нашей огромной голубой планете много разных стран, но самая лучшая, самая прекрасная и самая непостижимая страна - это страна детства, в которой всегда яркие эмоции, где детская жизнь всегда насыщенная и интересная.