Любовь Федорова
Проект «Колыбельная песня»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1)
Проект : «Влияние колыбельных песен на здоровье ребёнка»
В учебниках мало информации о колыбельных песнях. Исследовательский проект позволяет больше узнать о том, какие колыбельные пели и поют мамы своим детям, кто сочиняет эти песни, почему их поют и в наши дни и как влияют колыбельные песни на здоровье ребёнка. Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные государственные требования, изменение культурного уровня, степень педагогического просвещения родителей, побуждают использовать на ряду с традиционными, новые методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Темочки:
(Слайд 2)
Вид проекта : Игровой. Творческий.
(Слайд 3)
Цель проекта : Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия. Таким образом, пришли к выводу, что необходим проект взаимодействия родителей с ДОУ, через создание клуба «Сударушка», чтобы узнать больше о колыбельных песнях и о их влияния на здоровье ребёнка.
(Слайд 4)
Задачи:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение конкурсных мероприятий для всех участников проекта;
развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
повышать педагогическую компетентность родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Срок реализации проекта : Октябрь 2014 – май 2016 гг.
Участники проекта : дети, музыкальный руководитель, педагоги, родители, представители социума.
Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».
Предполагаемые результаты
• Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
• у детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение.
• формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
• у них исчезает чувства страха за ошибку.
• педагоги и родители стараются поддерживать дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для общения детей друг с другом.
Направления работы, этапы. Планирование
1. Подготовительный этап
Работа с педагогами. Цели:
• вызвать у педагогов интерес к проекту;
• познакомить с его задачами;
• подвести к видению своего места в проекте;
• обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта
Взаимодействие с родителями. Цели:
• заинтересованность родителей проектом;
• дать представление о том, как можно участвовать в нем;
• направить на совместную игровую деятельность с детьми.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цель: расширить представления дошкольников о сюжетно - ролевых, творческих, интеллектуальных и театрализованных играх.
2. Основной этап
Работа с педагогами. Цели:
• повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
• повышение компетентности педагогов ДОУ в организации совместной с родителями деятельности (знакомство с новыми сюжетно - ролевыми и другими играми)
Взаимодействие с родителями. Цели:
• повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста.
• заинтересованность родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:
• помочь детям разнообразить, отразить богатство действий лица, изображаемого ребенком, выделить чётко действия, направленные к разным персонажам игры, развернуть действия в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
• развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через игру.
• формирование у детей нравственных качеств: доброты, сочувствия, честности, благодарности;
• воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;
3. Заключительный этап
Работа с педагогами. Цели:
• повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
• систематизация накопленного педагогического опыта;
Взаимодействие с родителями. Цели:
• совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
• привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:
• развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке, продуктивной (выставка творческих работ детей) полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
• понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое», эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях»).
Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но с ними была проведена следующая работа: беседы с родителями :«Что такое колыбельные песенки», «Роль игры в развитии речи ребенка», «Роль сказки в воспитании детей», «Семейный театр».
Было проведено анкетирование «Любите ли Вы театр?», «В какие игры играет ваш ребёнок?», консультация: «Справиться с детским непослушанием поможет игра в сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через игру», круглый стол «Театрализованные игры как средство развития речи детей», конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая игра», родительское собрание «Роль игры в воспитании детей».
В уголок для родителей была помещена папка – передвижка «Театральная разминка» с фотографиями детей занятых музыкально – театральной деятельностью, памятка для родителей «Сказка на ночь».
Родители помогли обустроить костюмерную с костюмами сказочных героев, приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам, настольно-печатные игры по мотивам сказок. Всегда помогали в изготовлении декораций и костюмов, приобретали билеты для посещения кукольного театра. Очень активно родители посещали нашу «Театральную гостиную», где смотрели музыкальные спектакли, развлечения, концерты, отмечая успехи своих маленьких артистов: преодоление стеснительности, уверенность в себе, улучшение чёткости и выразительности речи.
Работа по проекту велась не только с родителями, но и с социальными партнерами: работниками библиотеки, музея, кинотеатра. Дети выступали на конкурсах где читали стихи, пели песни и танцевали, смотрели весёлый спектакль. Мы часто ходим в местный музей, где нас знакомят с прошлым нашего города, с его обычаями и традициями.
(Слайд 5)
Назначение колыбельной песни – усыпить ребёнка. Колыбельные песни - самые сладкие песни в мире. Они удивительные потому, что каждому напоминают о детстве.
(Слайд 6)
В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, успокаивающие, монотонные песни. Так создалась форма колыбельной песни.
(Слайд 7)
Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. Слушая мамины колыбельные песни, ребенок получает не только свои первые познания в музыке, но и первые уроки развития речи. В ответ на мамино пение он начинает по-своему гулить, что приводит в действие и развивает гортань-основной инструмент речевой деятельности. Под воздействием колыбельных песен развивается память ребенка, которая запоминает повторяющиеся интонации, в результате чего малыш раньше начинает различать интервалы между отдельными словами. Это способствует тому, что ребенок лучше воспринимает содержание, и оно для него становится более понятным, а значит, и речевые навыки проявятся быстрее.
Текст народных колыбельных песен построен в основном из существительных и глаголов, которые характеризуют предметы и их движение. Довольно часто фигурируют повторы отдельных слов, сочетаний, слогов. Это обогащает словарь маленького ребенка, инстинктивно настраивает на желание повторить.
Влияние колыбельных песен важно также для развития мышления ребенка. От того, какие песни пела ему мама, зависят характер маленького человека, его физическое здоровье, степень психологической устойчивости. В колыбельных песнях всегда утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места. Для полноценного развития малышу важно знать, что он желанен и любим, его мама-самая лучшая, а родной дом-самый теплый и уютный. Более того, в колыбельных песнях мама выстраивает окружающий мир вокруг ребенка, как бы противопоставляя всем опасностям внешнего мира теплоту и защищенность дома. Нежность, ласку, сердечность, задушевность, покой несут эти песни, они снимают излишнюю тревожность, возбуждение. Дети, которые не знали колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми, они чаще подвержены разным психическим расстройствам. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песен маленький человечек начинает познавать окружающий его мир.
«Баю – баюшки – баю.» строчки часто повторяющиеся в колыбельных песнях возникли от устаревшего слова «баять» т. е. говорить, рассказывать.
(Слайд 8)
Главным персонажем колыбельных песен очень часто является кот. Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка. Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками. Он быстро определяет благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель т. к. у него тёплая шёрстка и ласковое мурлыканье.
(Слайд 9)
Колыбельные песни – это не только снотворное для малыша, но и его оберег. Такие народы как ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным песням мистическое значение. Согласно древним традициям этих народов, для каждого младенца создавалась своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь служила ему оберегом. Слова и мелодии защищали ребёнка от злых духов, от бессонницы, болезней. Эти песни наполнены любовью, добротой. Они похожи на сказку.
(Слайд 10)
Народные колыбельные песни : приобщают к родным мелодиям, в них описывается богатая и счастливая жизнь, прогнозы на будущее, есть призывы к небесным покровителям, описание опасностей. Есть основания считать, что эмоциональное развитие человека находиться в прямой зависимости от модели отношений «мама-ребенок» в период раннего детства. Отсутствие контакта и тепла между мамой и малышом оборачивается со временем многими проблемами.
(Слайд 11-12)
Но есть не только народные колыбельные песни, многие поэты также сочиняли колыбельные песни.
Прослушивая и читая авторские колыбельные песни, мы пришли к выводу, что у литературной колыбельной песни более сложные слова, выражения, в них другой ритм и мелодии
(Слайд 13)
В литературной колыбельной песни дети познают окружающий мир, в них есть атмосфера домашнего тепла и уюта.
(Слайд 14)
МЫ также провели опрос среди родителей. Задавали им такие вопросы:
- Какие колыбельные песни вы знаете (народные, литературные?
- Часто ли вы поёте их своим детям?
- Влияют ли колыбельные песни на здоровье ребёнка?
(Слайд 15)
По результатам опроса мы видим, что большинство родителей знает народные песни и лишь небольшая часть современные литературные песни.
(Слайд 16)
На вопрос: Часто ли вы поёте их своим детям? На что они ответили, что довольно часто.
(Слайд 17)
И на последний вопрос: Влияют ли колыбельные на здоровье ребёнка? Все родители ответили утвердительно. И это мы видим на диаграмме.
(Слайд 18-19)
Творчество родителей
Литература
Толковый словарь С. И. Ожегова
Книга «Фольклор народов России» том 1. Автор: В. И. Калугин
В чем таинство колыбельной песни. В Бобылева