Надежда Егорова
Выразительное чтение художественных произведений детям
Читать выразительно — значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия.
Одна из закономерностей усвоения речи состоит в понимании ребенком эмоциональной выразительности речи. Интонационную выразительность ребенок усваивает почти инстинктивно.
Следовательно, выразительное чтение воспитателя — это, с одной стороны, способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой — способ развития и совершенствования чувств ребенка.
Публикация «Выразительное чтение художественных произведений детям» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Подготовка воспитателя к выразительному чтению состоит в так называемом дикторском прочтении текста: воспитатель как бы становится в положение слушателя данного текста, старается предвидеть, что именно может затруднить его слушателей (определенного возраста, и ищет средства, как облегчить им восприятие текста.
Орфоэпия чтеца. Правильная орфоэпия чтеца — важнейший элемент культуры его речи.
Особое внимание необходимо уделить произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся, а также произношению слов, заимствованных из иностранных языков.
Лучше совсем не произнести слово, чем произнести его с орфоэпической ошибкой. Поэтому перед рассказыванием и чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре (например, словарь «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова).
Сила голоса чтеца. Как рассказывать и читать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит прежде всего от содержания произведения. Как правило, читать ребенку надо голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает. Чтобы донести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием.
Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.
Темп речи. Очень важно при чтении и рассказывании выдерживать необходимый темп речи, который тоже определяется содержанием. Часто в одном и том же произведении мы разные части читаем по-разному. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленнее, а менее значительные — иногда почти скороговоркой.
Паузирование. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц, а также напряженность в отдельных местах рассказа или стихотворения.
Расстановка логических ударений. Эмоциональная окраска голоса чтеца (его тембр). Одни и те же слова в зависимости от того, с каким выражением их произносят, могут совершенно менять смысл. Воспитатель перед тем как читать или рассказывать детям художественное произведение должен хорошо представлять себе его тембральный рисунок. Правильно эмоционально окрашенное рассказывание и чтение помогает передать настроение, повышает интерес к рассказу. Тембральная окраска голоса чтеца, а также его мимика, поза, выражение лица должны соответствовать содержанию рассказываемого. Очень важен жест при чтении и рассказывании: он дополняет слово, делает его более весомым. Но надо бережно относиться к жесту, не следует им злоупотреблять.