Ткачева Татьяна
Выявление одаренных детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги!
Итак, раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Каждый из вас сейчас может задуматься: «А есть ли у меня в группе одаренные дети? Как их увидеть? Как определить, одаренный ребенок или нет?»
И я думаю, что Вы сами сможете ответить себе на этот вопрос, если, прежде всего, начнете с наблюдения за ребенком.
Публикация «Выявление одаренных детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2 слайд. Как уже было сказано, одаренность - это возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок рассматривается как ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Главная трудность в понимании проявлений одаренности в детские годы - это, прежде всего, переплетение в ребенке возрастных и индивидуальных свойств. Иначе говоря, необычайный умственный подъем может быть чем-то временным, связанным только с определенным возрастным этапом. Поэтому главной задачей является увидеть и различить в признаках одаренности у детей то, что относится к свойствам возраста, то есть является преходящим, и то более устойчивое, индивидуальное, чему предстоит укорениться и развиться.
Если вы заметили, что у ребенка что-то получается лучше, чем у других детей, и он выполняет это с легкостью, то можно приступить к тестированию одаренности. Для этого используют следующие методики: (на экране)
3-5 слайд. Однако, опыт работы показывает, что определить одаренность/ неодаренность в ходе одной только первичной (ранней) диагностики нельзя. Поэтому педагогу важно отслеживать уровень способностей детей на всех этапах их развития.
6 слайд. В возрасте 2—3 лет ребенок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Так создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.
7 слайд. Постепенно в возрасте 3—5 лет в процессе активного участия в раз-ных видах деятельности у ребенка закрепляется интерес к творчеству и желание заниматься. Главное — поддержать его, помочь ему определиться. При этом необходимо также учитывать уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности. Поэтому воспитателям совместно с педагогом-психологом и специалистами необходимо определить направление в воспитательно-образовательной работе в рамках индивидуального подхода к ребенку, подобрать для него развивающие игры.
8 слайд. Уже в 5—6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка — повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. Эти качества в народе называются оригинальностью. Зависит она от умения мысленно обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов, т. е. способности выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов.
9 слайд. И сейчас я хочу вам предложить в качестве примера игровую технологию, которая может использоваться и как развивающая, и как диагностическая методика на развитие творческого мышления, называется она «Друдлы». Друдлы - это визуальные загадки. Внимание на экран! (выполнение заданий)
10-19 слайд.
Итак, мы сейчас продемонстрировали свое творческое мышление или, как его еще называют, критическое мышление. Кто-то смог придумать только один образ, соответствующий друдлу, а у кого-то возникло их сразу несколько… Вот так же и у детей можно увидеть более развитое творческое мышление и продолжить способствовать его дальнейшему развитию.
20 слайд. Интеллектуально-творческий портрет одаренного ребенка может выглядеть примерно так: у него явно выражены определенные способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на интересующих его видах деятельности. Одаренный ребенок заметно опережает своих сверстников, легко достигает хороших результатов, стремится к успеху. В этом случае воспитатель или педагог-психолог может рекомендовать родителям в дальнейшем правильно организовать и создать условия для развития одаренности у такого дошкольника – например, выбор школы, специализированных классов, где обучение проводится по определенным предметам и специальным программам, художественной школы или посещение какой-то спортивной секции и т. д.
Однако, нужно быть очень осторожными в отнесении ребенка к «одаренному»…., так как навешивание ярлыка «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка. Поэтому будет правильнее говорить, что ребенок проявляет признаки одаренности в той или иной деятельности. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
21 слайд. Спасибо за внимание!