Папки-передвижки

Выявление уровня логиκο-математического опыта детей

Землянская Марина Викторовна
Выявление уровня логиκο-математического опыта детей
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Детский сад № 7 «Золотой ключик» города Гуково. В эксперименте приняли участие 10 детей 7-го года жизни.

Цель исследования: выявить уровень лги-математичесгопыта детей 7-го года жизни.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень сформированности лги-математичесгопыта у детей 7-го года жизни.

2. Изучить содержание предметно-пространственной среды по накоплению лги-математичесгопыта детей 7-го года жизни.

Публикация «Выявление уровня логиκο-математического опыта детей» размещена в разделах

3. Реализовать педагогические условия, способствующие успешному накоплению лги-математичесгопыта детей :

-создание предметно-пространственной среды по математическому развитию детей дошкольноговозраста;

-организация взаимодействия с родителями по математическому развитию детей старшего дошкольноговозраста;

4. Проверить эффективность реализованных педагогических условий по накоплению лги-математичесгопыта детей7-го года жизни.

Математическая подготовка в МмммМБДОУ Детском саду № 7 «Золотой ключик» города Гуково- это часть общей подготовки детей к школе. Отличительной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью. Задачи математического развития детей вдошкольном учреждении сводятся кследующему:

-формирование системы элементарных математических представлений, предпосылок математического мышления, сенсорных процессов испособностей;

-расширение словаря детей и совершенствование связной речи;

-формированиеначальныхформучебной деятельности у дошкольников.

Основными требованиями к организации лги-математичесгразвития в ДОО на данный момент являются:

-Развивающий характер образовательной деятельности, направлен на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей дошкольника.

-Комплексно – тематическая модель организации математической деятельности.

-В содержании образовательной деятельности должны быть представлены разные виды деятельности, развертывающиеся во всей своей структуре: мотив, цель, выбор средств, нахождение способов, выполнение,контроль.

В эксперименте принимали участие 10 детей 7-го года жизни

Для обработки результатов констатирующего эксперимента использовались следующие критерии:

1 балл – дошкольник не приступает к выполнению задания или действует случайным образом; не воспринимает помощи со стороны; не понимает смысл задания; демонстрирует крайне низкий уровень ЗУН, они неправильны, искажены или отсутствуют – уровень ниженизшего;

2 балла – дошкольник с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; постоянно требуются наводящие вопросы, а иногда и прямые подсказки, если он допускает много ошибок и не замечает их, акачество и объем знания значительно снижен – низкийуровень;

3 балла – дошкольник выполняет все предложенные задания; допускает неточности и небольшое количество ошибок; воспринимает помощь со стороны, может применить ее для выполнения задания.

Для характеристики вычислительных навыков у испытуемых исследовательских групп детям предъявлялись задания по раздел «Количество и счет».

Задание №1 Умение воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного (игра «Не ошибись!»)

-считай по одному идальше;

-считай в обратном порядке, доодного;

-считай от двух дошести;

-от семи дочетырех.

Задание №2 Умение считать по порядку (игра «В какой коробке шары?»)

Задание №3 Понимание независимости числа от величины элементов, его образующих, от расстояния между ними, от их расположения (игровое упражнение «Посчитай, сколько?»)

-сосчитай круги сверхувниз;

-сосчитай круги слева направо;

-сосчитай, сколько всего кругов (вразброс).

Задание №4 Умение считать с опорой на слуховое и осязательное восприятие предметов и явлений (Игровое упражнение «Веселый счет»)

-сосчитай, сколько раз я постучу карандашом (с закрытымиглазами);

-сосчитай на ощупь, сколько здесьпредметов;

-хлопни в ладоши пятьраз;

-сосчитай, сколько шагов я сделаю додвери

Задание №5 Установление равенства и неравенства групп однородных предметов, понимание отношений: больше – меньше, одинаково, на сколько больше – меньше (Игровое упражнение «Что изменилось?») «где кубиков больше? где меньше?» (предъявлялись четыре и пять кубиков, две и шесть палочек, пять и пятьелочек);

-«чего больше на картинках – яблок или груш? Груш или лимонов? Чего меньше?»

-на сколько больше груш, чемяблок?

-на сколько меньше лимонов, чемгруш?

Задание №7 Умение уравниватьнеравночисленныегруппыпредметов (4 и 5)

-сделай так, чтобы палочек и кубиков сталопоровну;

-как по-другому можно сделать так, чтобы предметов сталопоровну?

-сосчитай, сколько шагов я сделаю додвери

Задание №8 Выявление знаний цифр от 1 до 10 («Разложи по порядку», «Какой цифры не стало»).

Задание №9 Умение в соотнесении числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов (игра «Картинке свою цифру»).

Задание №10

1. Умение присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10 (игра «Сколько вместе?»

– сосчитай, сколькобудет;

2+1 3 -1 7+1

4 +1 5 -1 9+1

2. Умение выполнять сложений и вычитание в пределах 5 и 10 – с опорой на наглядный счетный материал и безнее.

3 + 2 6 +3

4 – 2 8 –4

5 – 3 10 – 3

Задание 11 Умение решении простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания (игры «Проверь себя», «Помогай-ка»).

Задачи:

1. На нахождение суммы:

-«На дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек?»

2. На нахождение остатка;

-«На дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?»

Сформированность сенсорных эталонов по разделу «Геометрические фигуры».

Задание № 1Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал (игра «Помоги Незнайке»)

-как называется этафигура?

В случае затруднений дошкольнику предлагалось найти и показать ту или иную фигуру среди имеющегося набора:

-покажи треугольник;

-найди гдеовал.

Раздел «Размер предметов»

Задание №2. Умение сравнивать предметы различной величины (игровое упражнение «Поручение»). Овладение понятиями: большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, широкий – узкий; сравни эти две ленты по длине: какая это лента?; сравни эти деревья по высоте; сравни две полоски по ширине: какая это полоска?; сравни два круга по размеру. В случае неточного называния признака дошкольнику предлагалось показать предмет с заданным свойством: «покажи высокое дерево»; «покажи короткую ленту», «покажи тонкоебревно».

Раздел «Пространственные и временные понятия».

Задание № 1 Умение показать правую и левую руку у себя:

-какая это рука – правая илилевая?;

-покажи свою правую (левую)руку.

Задание №2 Умение показать правую и левую руку у собеседника.

Задание №3 Умение ориентироваться на листе бумаги (игра «Положи верно») : положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа).

Задание №4. Выявление знаний о днях недели, частях суток («Когда это бывает?», «Живаянеделя»).

Задание №5 Умение различать настоящее, прошедшее, будущее время: сегодня, завтра, вчера ( игры: «Трик – трак, что не так?», «Что раньше»).

Таблица 1

Данные констатирующего этапа эксперимента по накоплению лги-математичесг опыта детей 7-го года жизни

Разделы Степан Кирилл Даша Семен Кирилл Карина Элиза Вилена Вероника Стас

Количество и счет в в с с н с в н с с

Величина в в н н с н с с н с

Геометрические фигуры в с н с н с с н с с

Ориентировка в

пространстве с в с н н с н с н с

Ориентировка во времени с с с с с с с н с с

Уровень в в с с н с с н н с

В - 20%

С - 50%

Н - 30%

Подавляющее большинство испытуемых воспроизводили правильно числовой ряд от 1 до 10. Один дошкольник допускал ошибки в назывании чисел от 5 до 10. Но в отличие от своих сверстников, развивающихся нормально, никто из них не умеет считать до двадцати и дальше.

Задание на порядковыйсчет вызвало затруднение у 70% детей, двое детейнесправилисьсзаданием. Приэтомдетидопускалитакиеошибки: пропускали порядковые числительные, сбивались на количественный счет. С обратным счетом справились без ошибок двое детей (20%, семеро допустили ошибки, одна девочка (10%) не смогла выполнить задание.

Еще большие трудности у этих детей вызвал счет от заданного числа до заданного в прямом и, особенно, в обратном порядке. Числа от двух до шести смогли назвать двое детей, обратный счет воспроизвел один испытуемый. Ошибки, допускаемые детьми, заключались втом, что они начиналиназывать числа от единицы и продолжали называть их до конца числового ряда (до 10). При обратном счете от одного заданного числа до другого начинали считать от единицы до десяти, воспроизводя весь числовой ряд. Для одного дошкольникаэто задание было совершеннонепонятным.

Все эти результатысвидетельствуют о том, что шестилетние дети недостаточно сознательно усвоили последовательность чисел в натуральном ряду, не могут свободно в нем ориентироваться. Поэтому их затрудняет обратный счет, они не могут «оторваться» от единицы и назвать числа, начиная с любого пункта натурального ряда. Они лишь механически запоминают порядок следования чисел до 10.

Задание №3 Умение сосчитать группу однородных предметов и обозначить числом (в пределах 10).

По данным таблицы 1 видно, что 20% детей справилась с заданием без ошибок, 60% испытуемых достигали правильного результата при направляющей помощи взрослого. Два дошкольника (20%) при назывании итога счета показывали лишь последний предмет вместо того,чтобы, обвести рукой всю группу предметов, т. е. они не отличают процесс счета от его итогов. Этот факт свидетельствует о том, что значительная часть испытуемых еще не овладела операцией результативного счета, то есть умением отнести последнее из называемых числительных ко всей совокупности в целом, а не к последнему ееэлементу.

Задание №4 Понимание независимости числа от величины элементов, его образующих, от расстояния между ними, от их расположения.

Дети справлялись с заданием, если предметов было не более 5. При предъявлении группы предметов от 6 испытывали разные виды затруднений: сбивались со счета; забывали, скакого предмета начат счет, пересчитывали. Хотя дети видели, что количество предметов не изменялось, они каждый раз пересчитывали их с полностью развернутыми компонентами счета. Несколько человек (20%) получали при этом другой результат.

Задание №5 Умение считать с опорой на слуховое и осязательное восприятие предметов и явлений

Данные таблицы 1показывают, что дошкольники показали результаты: у 70% – низкий результат, у 30% – приближен к норме. В целом, вотличие от нормально развивающихся детей им надо было предъявлять звуки и движения в более медленном темпе. При этом дети называли числительные вслух, часто допускали ошибки и начинали считать еще раз. Некоторым детям приходилось повторять инструкцию и воспроизводить еще раз движения и звуки. При увеличении количества (больше пяти) и при отсутствии замедленного темпа число ошибочных ответоввозрастало.

Задание №6. Установление равенства и неравенства групп однородных предметов, понимание отношений: больше – меньше, одинаково, на сколько больше – меньше.

У испытуемых интересующей нас группы при сравнении множества предметов обнаружилось следующее. Когда детям предъявлялись две группы однородных предметов, резко различающиеся по количеству (например, семь и три, все дошкольники правильно указывали большую и меньшую группы, не прибегая к пересчету предметов. Трудности возникали тогда, когда предлагалось сравнять близкие по количеству совокупности: пятьи четыре, на картинке – шесть и пять квадратов. В этих случаях узнать, где предметов больше, а где меньше часть детей не смогла. Они несколько раз пересчитывали каждое множество, сбивались со счета, считали еще раз. На вопрос «На сколько больше (меньше?» при сравнении четырех и пяти предметов смогли правильно ответить лишь несколько детей (30%). Остальные называли одно из имеющихся множеств: «на 4», «на 5» или любое произвольное число. При предъявлении равночисленных множеств предметов (в пределах 5) равенство установили 3 человека (30%). Они отвечали: «Здесь столько же, сколько там», «Тут все одинаково», «Тут ровно''. Встретились затрудненияв словесном определении равенства: «Нет ни больше, ни меньше», «Никаких нет». Остальные дети данной группы (70%) не выполнили эту часть задания. Они долго пытались найти большую совокупность, указывая то одну, то другуюгруппу.

Задание №7. Умение уравнивать неравночисленные группы предметов Дети были более успешны, если им предлагался наиболее легкий вариант,когда разность равна 1 (в пределах пяти). Вэтом случае одна половина испытуемых дали оба способа уравнивания и другая – одним (чаще путем добавления недостающего предмета).

Задание 8. Выявление знаний цифр от 1 до 10.

Проверка знания цифр показала, что никто из детей не смог выполнить это задание в полном объеме и без ошибок. В то же время не было таких детей, которыебы не знали ни одной цифры. Цифры «1–5» назвали правильно все дети. Встретились ошибки в различении цифр «6» и «9», «7» и «8».

При выполнении задания на соотнесение цифры с определенным количеством однородных предметов, а также обратное ему – обозначение группы предметов соответствующей цифрой для детей была необходимость в повторении и разъяснения этого задания, так как они часто не понимали, что от них требуется. Наблюдались случая, когда испытуемые не считали предметы, а подбирали к ним любую цифру (20%, а также к цифре выкладывали произвольное количество предметов (30%). Часто дети просто спешили поскорее выполнить задание, не вникнув в его суть. Из-за недостаточной сформированности навыков счета некоторые из них подбирали количество предметов, отличающееся от требуемого на +, – 1. После дополнительного разъяснения и повторного пересчитывания предметов дети сами исправляли допущенную ошибку. В итоге 60% дошкольников интересующей группы показали низкий результат.

Из геометрических фигур дети легче всего находили и называли круг. Треугольник смешивали с прямоугольником (половина всех ошибок, а также сквадратом (20% ошибочных ответов). Квадрат назвали правильно 70% испытуемых. Не назвали эту геометрическую фигуру трое детей. Около 50% верно узнали прямоугольник. Остальные либо совсем не назвали данную фигуру (10%, либо дали ошибочные названия, смешивая ее сквадратом (20%, треугольником(10%). Овал узнали 40% детей, иногда смешивали его с другими геометрическими фигурами, чаще с кругом (30%). Три дошкольника (30%) просто не знали названия этой фигуры.

Анализ результатов проведенного эксперимента позволил нам сделать выводы по уровням развития детей, а также выделить типологические особенности по накоплению лги-математичесгопыта детей 7-го года жизни.

Рисунок 1 Уровни лги-математичесг опыта детей 7-го года жизни на констатирующем этапе эксперимента

По результатам проведенного констатирующего эксперимента 3 детей показали средний балл – 2,2, что соответствует низкому уровню. 2 детей набрали средний балл – 3, 5: уровень высокий. Исходя из вышеописанных результатов констатирующего эксперимента, можно сделать выводы о необходимости проведения работы, направленной на развитие математических представлений детей.

В рамках констатирующего этапа также было проведено анкетирование родителей, направленное на выявление отношения к проблеме логико- математического развития детей.

Была разработана специальная анкета, которая содержала следующие вопросы:

1. Что вы понимаете под математическим развитиемдетей?

2. Спомощью каких методов осуществляется математическое развитие детей?

3. Применяете ли вы занимательный материал в обучении детей математике?

4. Осуществляют ли с вами сотрудничество по математическому развитиюдетей?

5. Какую помощь и в какой форме вы хотели бы получить по математическому развитию вашихдетей?

Данные, полученные после обработки анкет, говорят о том, что большинство родителей неправильно понимает понятие «лги-математичесе развитие», большинство родителей непосредственно трактует данное понятие как «умение считать», «обучение цифрам» и т. д. Особо родители уделяют вниманию качеству развития таких навыков, как счет и пр. Многие родители в качестве методов развития математических представлений назвали «урок»,«занятия», «игры». 80% родителей не применяет проблемные ситуации в обучении детей математике. Родители в основном (90%) считают, что взаимодействие по математическому развитию в их детском саду не происходит. 75% родителей хотело бы получить от детского сада помощь в математическом развитии детей в форме консультаций, 25% родителей хотели бы посетить открытое НОД по ФЭМП. В образовательном процессе никто из родителей не участвует. Многие считают, что детский сад не может полноценно подготовить дошкольника к школе в математическом развитии, т. к. требования школы высоки и требуется интенсивное обучение, которое не может обеспечить детскийсад.

Таким образом, данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показывают, что:

-у старших дошкольников достаточно низкие показатели логико- математическогоразвития;

-в ДОО не разработана систематическая и целенаправленная работа по взаимодействию с семьей;

-родители заинтересованы в углубленной подготовке детей к школе, главным при этом считают формирование элементарных математических представлений.

Данные выводы свидетельствуют о необходимости проведения специально организованной работы по взаимодействию ДОО и семьи в процессе обучения детей математике.

На следующем этапе нами была изучена предметно-развивающая среда подготовительной группы. Целью проверки являлся анализ работы по данному направлению, выявление резервных возможностей педагогического коллектива и определение перспективы его деятельности. В ходе проверки проанализирована развивающая предметно- пространственная среда групп, перспективные и ежедневные планы, проведено наблюдение за учебно-познавательной деятельностью дошкольников на группах.

Таким образом, нами был выяснено, что в групповом помещении практически отсутствует материал для лги-математичесгразвития, нет дидактических игр и пособий для свободного пользования детей, отсутствуют вкладыши с сенсорными эталонами, в группе нет часов и занимательного материала. Также нами было отмечено, что дети не проявляют интереса к конструированию, так как в группе отсутствует конструирующий материал, соответствующий возрасту. В группе нет постоянно обновляющихся пособий для лги-математичесгразвития детей в игровой деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Проанализировав развивающую предметно- пространственную среду подготовительной группы мы пришли к выводу, что необходимо обновить зону лги-математичесгразвития с использованием занимательных игр и пособий, данный материал должен постоянно обновляться для поддерживания интересадетей.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?»Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.

Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа)Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа) Программное содержание: Повышать интерес к устному творчеству, к фольклору. Развивать мотивации к интеллектуальной деятельности. Развивать.

Сценарий математического развлечения «Волшебная школа» для детей подготовительной к школе группы .

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выявление уровня логиκο-математического опыта детей
Опубликовано: 21 декабря 2019 в 20:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выявление уровня логиκο-математического опыта детей» (включая файлы) размещена пользователем Землянская Марина Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД