Александрова Елена
Консультация для родителей «Выбор игрушек в соответствии с возрастными особенностями детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Выбор игрушек в соответствии с возрастными особенностями детей.
Составитель: социальный педагог
Александрова Е. А.
Игра – дело серьёзное…
Несмотря на большое изобилие игрушек на любой вкус, большинство современных дошколят практически разучились конструктивно играть, с пользой, придумывая сюжеты и режиссируя свои игры. Одна из причин – преобладание в детских всевозможных интерактивных и роботизированных игрушек. А между тем, дошкольники больше нуждаются в максимально «простых» игрушках, благодаря которым они смогут не только развлекаться, но и научиться чему-то. Ведь игра – это прежде всего большая работа для каждого ребёнка. В ней он знакомится с разными видами деятельности взрослых, учится понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретает навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Соблюдая правила игры, ребёнок учится сдерживать свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Кроме того, игра способствует обогащению чувственного опыта малыша, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. Доказано, что хорошо умеющие играть дети в дальнейшем лучше учатся в школе, умеют сосредотачиваться на объяснениях учителей в школе, успешнее контролируют себя и подчиняются общим правилам.
Публикация «Консультация для родителей „Выбор игрушек в соответствии с возрастными особенностями детей“» размещена в разделах
ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Прелесть игры в том, что дети сами творят окружающий мир.
Во всём многообразии…
Все современные игрушки психологи делят по видам деятельности ребёнка. Выделим три основные: познавательная деятельность, игра с правилом, сюжетная (ролевая и режиссёрская) игра.
1. Познаю мир.
В самом раннем детском возрасте, от полугода до трёх лет, малышам необходимы и интересны игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей. Это игрушки, которые помогают детям ответить на вопросы «Что это такое?», «Как это действует?», «Что с этим можно сделать?». К игрушкам этой категории можно отнести всевозможные погремушки, пищалки, мобили на кровать или коляску и прочие музыкальные игрушки для самых маленьких, а также шарики, кольца, мячики, кубики, игрушки-каталки, игрушки-качалки, специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков – стационарно собранные (кугельбан) и сборно-разборные, неваляшки, матрёшки, юлы, волчки, пирамидки, стаканчики-вкладыши, сюжетные картинки, расширяющие кругозор ребёнка, конструкторы, калейдоскопы, развивающие коврики, наборы для лепки и рисования и прочее.
2. Выбираю роль.
На третьем году жизни ребёнок уже активно вовлекается в сюжетную игру, совершая действия понарошку. В этом возрасте малыш начинает осознавать себя, и это проявляется и укрепляется в игре. Придумывая себе разные роли – водителя, врача, парикмахера и другие – он пробует побыть «не собой» и тем самым понять себя и другого. Так появляется ролевая игра. В три года она ещё сосредотачивается на отдельных действиях: «Я – мама, поэтому я стираю, готовлю, глажу и т. д.» Для этих игр требуются атрибуты роли. Разнообразные костюмы и предметы, соответствующие ролям, например, инструменты механика, жезл полицейского, кукольная посуда и т. п. В ролевой игре очень важен партнёр.
3. Сам себе режиссёр.
Начиная с трёх лет ведущей для малыша становится деятельность, связанная с освоением смысла, задач, норм и отношений между людьми. У ребёнка появляется потребность в приобретении социальных, культурных, коммуникативных навыков.
Именно в этом возрасте активно развивается режиссёрская игра, в которой малыш одновременно и режиссёр-постановщик, и исполнитель всех ролей.
Для режиссёрской игры ребё нку могут понадобиться: игрушечные животные; куклы с разнообразной кукольной утварью, герои мультфильмов и фильмов для детей, марионетки, пальчиковые куклы, куклы-рукавички, кукольные дома, настольные театры; конструкторы, в том числе с фигурками людей и животных и пейзажные: «Зоопарк», «Африка», «Город», «Деревня» и др. Транспортные игрушки – грузовики, поезда, машинки, трамваи и др.
Главный принцип выбора игрушек – чем условнее, тем лучше. Чтобы у ребёнка была возможность домыслить и подчинить себе игровой материал. Должна быть вариативность замыслов. «Правильная» игрушка – та, которая создаёт условия для детского развития, оставляя возможности для самостоятельного творчества.
Правильный выбор.
Взяв в руки понравившуюся игрушку, родитель должен ответить себе на вопросы:
• Что несёт в себе игрушка?
• Какие чувства она может пробудить у ребёнка?
• Соответствует ли представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармонии?
• Способствует ли формированию морального сознания, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам?
Основные принципы выбора игрушек :
1. Простота и доступность. Игрушка должна быть простой, понятной ребёнку и не сочетать в себе слишком большое количество функций.
2. Стимуляция активных действий. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку.
3. Учитываем возраст ребёнка. Тут важна безопасность игрушек. Мелкие детали для раннего возраста недопустимы. И слишком сложная игрушка, не по возможностям ребёнка, не вызовет у него должного интереса.
4. Размер игрушки. Слишком крупные или тяжёлые игрушки не пригодны к играм.
5. Вопросы безопасности. Игрушка должна быть целой, без сколов, зазубрин, из безопасных материалов, без использования токсичных красителей и отдушек. Без слишком громких звуков и музыки. Желательно, чтобы игрушку можно было мыть или стирать. Мелкие детали типа глаз и носа должны быть прочно прикреплены.
6. Самостоятельность игры. Первоначально взрослый, либо ребёнок постарше показывает малышу возможности игры с игрушкой, какие могут быть варианты, а дальше он уже научается играть с ней сам. Полностью самостоятельные полноценные игры ребёнок способен выдумывать только к семи годам.