Степанова Елена
Конспект занятия по художественно-творческой деятельности «Вторая жизнь ненужных вещей»
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность является одним из самых любимых видов деятельности для детей дошкольного возраста. Создавая что-то своими руками, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это даёт возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость по поводу своих достижений. Обратите внимание, с какой осторожностью и даже трепетом дети обращаются с поделками, изготовленными своими руками, и с какой гордостью демонстрируют каждому взрослому. Такая деятельность не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, воспитывает самостоятельность, целенаправленность, формирует умение планировать и достигать результата, развивает пространственно-образное мышление, дает толчок обогащению речи, повышает уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Публикация «Конспект занятия по художественно-творческой деятельности „Вторая жизнь ненужных вещей“» размещена в разделах
Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Занятия конструированием, рисованием, аппликацией способствуют познавательному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников, хотя воспринимаются ребёнком, порой, как игра. От игры эти виды деятельности отличаются тем, что связаны с созданием какого-либо конечного продукта, который не исчезает в момент окончания деятельности ребёнка, а сохраняется продолжительное время.
Художественный труд с использованием природного (желуди, шишки, ракушки, листья, ягоды, мох, кора дерева, камешки и т. д., бросового и подручного материала (гофрированный картон, коробки, крышечки, катушки, проволока, пробки, кусочки синтетических материалов, пенопласт, фольга, трубочки, диски, одноразовые стаканчики т. д.) – лучший способ развития детской фантазии. Но, чтобы разбудить детскую фантазию, необходимо развить у ребёнка культуру видения, способность к наблюдательности. Это является важнейшей стороной воспитательной работы.
Человек, умеющий видеть! Человек, умеющий удивляться! Эти прекрасные качества необходимо воспитывать с самого раннего детства. Что, казалось бы, интересного может увидеть человек в опавших листьях, засохших шишках или желудях, ветках и скрюченных корнях поваленного дерева. А вы присмотритесь внимательно, и увидите забавного ёжика, лохматую голову Лешего, крючковатый нос Бабы Яги … Дети учатся видеть окружающий мир через скрытую красоту природных и рукотворных материалов. Частички природы и отработанный бытовой материал получают вторую жизнь в глазах творческого человека.
В желудях, шишках, ракушках, разноцветных листочках – во всём этом таятся образы сказочных героев или забавных зверюшек, надо только их увидеть. Немного фантазии – и обыкновенные жёлуди превращаются в богатырей из любимой сказки А. С. Пушкина, сосновые шишки – в забавного ёжика, рулончики туалетной бумаги очень быстро превращается в забавного зайца.
Самое интересное, что такой материал для поделок всегда находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин. Все необходимое можно найти у мамы на кухне, у себя в шкафу или в пыльном закутке папиного гаража, привезти с дачи или с моря. Прекрасным бесплатным поделочным материалом являются яичные контейнеры, пластиковые и стеклянные бутылочки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое.
У нас в группе никогда не бывает проблем с поделочным материалом, потому что дети уходят на летние каникулы с заданием собрать всё, что может нам пригодиться в работе, и с огромным удовольствием выполняют задание, вовлекая в этот процесс всех членов семьи. Возвращаются в детский сад они с полными пакетами. А осенью мы вместе с ними продолжаем запасаться природным материалом уже на территории детского сада: разноцветные листья, гроздья рябины, ягоды шиповника. Затем всё это превращается в самые разные поделки. Самое главное в том, что все совместные и самостоятельные детские работы находят достойное место в предметно-развивающей среде группы: грибочки, растения, животные «поселяются» в уголке природы, сюжетные композиции – в уголке развития речи, новогодние игрушки становятся украшением для ёлки.
В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. Поделки из бросового материала помогают детям ценить каждую мелочь, воспитывают осознанное и бережное отношение к окружающим предметам, которым они дают вторую жизнь в виде игрушки, пособия или украшения для группы.
Познавательная и эмоциональная сфера у ребёнка находится в тесной взаимосвязи, поэтому, наблюдательность обогащает знания, а знания пробуждают у ребёнка интерес, живое эмоциональное отношение к предмету или явлению, что, в свою очередь, способствует развитию творческих способностей у детей. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении.
Группа, в которой я работаю, называется «Сказка». Мне кажется это символичным, потому что я стараюсь вместе с детьми творить в «Сказке» сказку для детей и вместе с детьми! Ведь, превращая самые обыкновенные предметы в прекрасные украшения, дидактические пособия, игрушки, дети становятся чуть-чуть волшебниками, а я им в этом только немножко помогаю. Так хочется, чтобы они как можно дольше верили в сказку!
Программа предусматривает начинать занятия с детьми прикладным творчеством со старшей группы. Я начинаю работу с детьми ещё в младшей группе. Сначала это самые простые аппликации из листьев, облака из ваты или кусочков синтепона, черепашки из скорлупок грецких орехов. Постепенно работы усложняются, комбинируются материалы, появляются первые коллективные работы. Постепенно в эту работу втягиваются родители, они становятся участниками совместных выставок, среди них появляются настоящие рукодельницы.
Работа с разного рода материалами способствует развитию технических навыков, расширяет кругозор детей об окружающем мире. Дети учатся обрабатывать и соединять детали из разных материалов, узнают их свойства, знакомятся с разными приё мами обработки различных видов бумаги: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием. Занятие художественной продуктивной деятельностью интегрирует в себе различные виды деятельности : это конструирование, лепка, аппликация, рисование.
В условиях интеграции продуктивная деятельность выступает как социально-педагогическое явление, которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребенка, обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий ребенка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми.
Продуктивная художественная деятельность побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в дошкольном возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.
Чтобы заинтересовать ребенка, взрослому необходимо самому быть заинтересованным. Воспитателю надо показать ребёнку способы действий с материалом. Основная задача взрослого – помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. После того, как основные навыки сформированы, и у детей появляется больше возможностей для самостоятельной работы, нужно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало.
Поделки, выполненные детьми под руководством взрослого или совместно с ним, а в старшем возрасте – самостоятельно, создают атмосферу сотрудничества, позволяют пережить радость совместного творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребёнка.
Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и детей со взрослыми: педагогами и родителями.
Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Добро пожаловать в сказку!