Ольга Рукавишникова
Встреча с родителями дошкольников «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста» для старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Встреча с родителями дошкольников на тему : «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста». (Старший дошкольный возраст)
Цель:
Установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – сотрудничество».
Публикация «Встреча с родителями дошкольников „Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста“ для старших дошкольников» размещена в разделах
Обобщить и систематизировать знания родителей об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; пополнить словарь достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.
Задачи:
Привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников;
Способствовать созданию положительного микроклимата в группе.
Предполагаемый метод проведения.
Обсуждение вопросов речевого этикета будет проходить во время игры - КВН. Участвуют 4 команды.
Оборудование, оформление :
выставка литературы по теме, картотека игр по речевому этикету,
плакат «Формула речевого этикета» - «Думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, какие из этого будут последствия», карточки с набором скороговорок.
Ход проведения мероприятия.
Разминка.
- Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет речевой этикет. Тема нашей встречи «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста».
Этикет – французское слово, обозначает «свод правил поведения, принятых в определенном обществе».
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи, душевные качества ребенка.
Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях.
Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал и правильную, и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.
Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы смеетесь, читаете – все это для ребенка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Первостепенная роль воспитания ребенка лежит на родителях. Важно научить ребенка правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли, вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой, слушать и слышать других, владеть силой голоса и различать интонации, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.
Конкурс 1.
Подберите несколько скороговорок. Произнесите их медленно, быстро, радостно, печально, спокойно, тревожно, удивленно, со страхом, с испугом, с негодованием и т. д.
Конкурс 2.
Предлагаем Вам поиграть в игру: «Лото настроений»
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Участник берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем участник должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимы, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
Конкурс 3: «Музыкальный»
Вспомните песни, где упоминаются слова вежливого обращения.
(«Ты никогда, пожалуйста, на белый свет не жалуйся», «…так, пожалуйста, будь добра…», «Спасибо за день, спасибо за ночь, спасибо за сына и за дочь…» и др.)
Конкурс 4.
Придумайте правила ведения разговоров. Оформите эти правила в виде памятки. Поделитесь с нами вашими памятками для оформления в группе уголка семейных правил.
Конкурс 5.
Прочитайте фразы
«(Имя ребенка, иди кушать, я уже накрыла на стол» - для мамы
и «(Имя ребенка, принеси ключи, они на столе» - для папы, используя несколько интонаций, обсудите, какая из них наиболее продуктивна и приемлема.
Конкурс 6.
Придумайте или обыграйте вместе любое стихотворение, используя только жесты и мимику, которые помогут рассказать стихи руками.
Подведение итогов:
Важное место в процессе социально-нравственного воспитания детей принадлежит формированию у них правил и норм культуры поведения и общения. Основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам культурного поведения и общения.
Дети, будьте культурными. Выполняйте правила культурного поведения и общения. Уважаемые родители! Будьте для детей примером.
По окончанию встречи все получают «Словарь вежливых слов и выражений».
Список использованной литературы.
Арушанова А. Г. Истоки диалога. – М. : Мозайка – Синтез, 2003.
Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М. : Мозайка, 2004.
Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Богуславская Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. – Воронеж, 2009.
Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : Издательство Дом, 2006.