Ольга Киселева
Встреча с художницей Н. Н. Гикал в старшей и подготовительной к школе группах
▼ Скачать + Заказать документы
Встреча с художницей Н. Н. Гикал в старшей и подготовительной к школе группах. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Цель: познакомить детей с Н. Н. Гикал (лично) и с её творчеством.
Темочки:
Задачи: образовательные: закрепить знание жанра искусства «натюрморт», знание садовых и полевых цветов, чем они отличаются друг от друга; закрепить знание названий цветов, как они выглядят; воспитательные: воспитывать интерес к художественному творчеству и миру растений; развивающие: развивать художественное восприятие, внимание, память, речь, словарный запас.
Речевая работа: цветы полевые и садовые (названия, натюрморт, имя художницы.
Предварительная работа: рассматривание натюрмортов, изучение названий цветов и их внешнего вида, разучивание стихотворений и подвижных игр.
Материалы: картины художницы, музыка, маски-цветы.
Ход мероприятия
Звучит спокойная музыка.
Дорогие ребята! Сегодня к нам в гости пришла художница Н. Н. Гикал. Она пишет очень красивые солнечные картины и короткие стихи в японском стиле – хайку о красоте природы. Надежда Никитична покажет вам свои картины и расскажет, как и почему она написала их.
Выступление Н. Н. Гикал. Надежда Никитична беседует с ребятами о том, какие времена года они любят и почему, что они любят рисовать, какие знают цветы, у кого какой любимый цветок. Она показывает детям свои детские рисунки (увеличенные, благодаря современной технике, рассказывает о своих картинах, любимых цветах, рассказывает сказку «Соперник» о двух павлинах – белом и с золотыми крыльями (которые изображены на одной из её картин). Сообщает, что она пишет короткие стихи в японском стиле, о том, что есть такая страна – Япония. Читает несколько хайку для детей из книги «Солнечный дождь», объясняет их, побуждает детей придумать концовку к хайку:
Малыш держит удочку,
а на крючке –
полная луна повисла…
Летняя ночь.
Как приятно звёздам и луне
искупаться в пруду…
Солнечный поток льётся с небес –
выбежали на луг
стайки белых ромашек…
Синие звёзды
рассыпались по саду –
цветут ирисы…
Физминутка о цветах:
Цветы
Как у бабушки в саду
Сто цветочков я найду.
Знаю я тюльпан, нарцисс,
Ирис (только не ирИс,
Розу, лилию, пион
(он большущий, будто слон)
Надо нам цветы сажать,
И рыхлить, и поливать –
Ведь цветочки не просты,
А садовые цветы!
На лугу, в лесу и в поле
Все цветы растут на воле.
Колокольчик и ромашка,
Василёк, фиалка, кашка…
Одуванчик отдаёт
Свой нектар. Кто их польёт? –
Дождик! Капли дождевые
Пьют цветочки полевые!
Речевая игра «Я садовником родился»
Дети в масках-шапочках цветов. Садовник в шляпе. Садовник говорит:
Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…Розы. Роза отвечает: - Ой! – Что с тобо й? – Влюблена – В кого? – В кого? – В Василёк. Василё к: - Ой! и т. д.
Дети читают стихи о цветах:
Георгин
Величавый георгин,
ты слуга и господин.
Смотришь умно, гордо, кротко;
живописная бородка
на ухоженном лице;
очаруешь всех принцесс,
в парке осени цветущих.
Краски с каждым днем все гуще.
Выглядишь ты ярко, броско,
аккуратная прическа:
волосочек к волоску,
лепесточек к лепестку!
Подружки
Белые ромашки
Платьица надели.
Платьица из ситца,
Легкие, как тень.
У малышки кашки
Платье из фланели,
Тоже пригодится
На прохладный день.
Гвоздика
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок,
"До утра! До новой встречи!" -
И погаснет огонек.
Жёлтые ирисы
Ирисы есть садовые,
Ирисы есть лиловые —
Эти растут в почёте.
А жёлтые ирисы выросли
В диком местечке,
в сырости,
Только что не в болоте!
Встречишь нежданно-негаданно
Прелесть такую в глуши,
И ничего-то не надо нам:
Стой.
Гляди.
Не дыши.
Роза
На самом красивом участке в саду
Я розу прекрасного цвета найду,
Я буду ее поливать и беречь
От лишних с жуками и бурями встреч…
Так в доме у нас год за годом идет,
И в доме прекрасная Роза растет.
Она не цветок, а чудесный ребенок,
Она улыбается даже спросонок,
Она хороша как все розы в саду,
Вот только цветет каждый месяц в году!
Пион расцвел на грядке
И удивил красою,
Он весь покрыт росою -
На нас глядит украдкой.
Пионы так великолепны,
Роскошны, трепетны, эффектны.
Их завезли к нам из Китая,
Они растут всех восхищая:
Пионы прочно в сад вошли,
Везде поклонников нашли,
Цветут роскошные кусты,
Прекрасны нежные цветы!
Подвижная игра «Живая клумба» (под музыку)
Все играющие разбиваются на три команды: Золотые шары встают в центре, поднимают руки и вращаются вокруг себя. Второй круг – Ноготки – они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – Бархатцы – приседают на корточки, а потом идут вокруг Ноготков в другую сторону. (Подул ветер, цветы ожили и зашевелились).
Загадки о цветах.
Он на солнышко похож –
золотые лучики.
До чего же он пригож!
Из него получится
белый шарик. Семена
в нём, как лилипутики.
Ветер дунет – и видна
стайка парашютиков.
(Одуванчик)
Этот цветок, что похож на тарелку,
весь в лепестках белоснежных и мелких.
Расположились они все по краю,
а серединка – почти золотая!
(Ромашка)
По названью синий цветик
должен во поле звенеть.
Вам его случалось встретить?
А услышать звон суметь?
Нет? И мне не удавалось,
значит, цветик не звенит.
Отгадать лишь нам осталось,
как название звучит.
(Колокольчик)
Как прекрасна королева –
королева всех цветов!
Но на стебле справа, слева –
ну, везде полно шипов!
Наклонять цветок не буду –
полюбуюсь им отсюда!
(Роза)
Разноцветные цветочки
в женский праздник, что весной,
дарят маме, дарят дочке
и бабуленьке родной.
Каждый цветик, как бокал –
длинной ножкой в вазу встал!
(Тюльпаны)
Ах, какой пахучий он!
И какой он пышный!
Лепестков в нём миллион,
нет, поменьше – тыща!
Летом он в саду цветёт
каждый год в июне.
Словно он на бал идёт
в праздники и будни!
(Пион)
Пальчиковая гимнастика «Красные цветы»
Наши красные цветки Руки в кулаках
Открывают лепестки. Разжать пальцы
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Пошевелить пальчиками.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки. Пальцы сжать в кулачок
Головой качают
Тихо засыпают. Покачивание кулачками.
Надежда Никитична дарит каждому ребёнку книгу своих хайку для детей со своими иллюстрациями «Солнечный дождь».
Подведение итогов: Мы познакомились с художницей и поэтессой Н. Н. Гикал. Полюбовались на её прекрасные натюрморты, послушали стихи, вспомнили солнечное и цветочное лето. Когда лето придёт снова, мы еще охотнее будем любоваться цветами, помогать выращивать цветы.
Благодарим художницу, прощаемся с ней.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. М. Мозаика-Синтез. 2015г.
2. Материалы Интернет-ресурсов.
3. Н. Гикал «Солнечный дождь» «Ирида-прос» Вышний Волочёк 2006
4. О. Киселева «Мой прекрасный мир» Сергиев Посад. 2011
5. О. Киселева «Раз загадка, два загадка» Сергиев Посад. 2013
6. О. Киселева «Летний букет» Сергиев Посад. 2010.