Лучший педагог года

Всестороннее развитие личности ребёнка посредством народно-прикладного искусства

Украинец Валентина
Всестороннее развитие личности ребёнка посредством народно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Всестороннее развитие личности ребёнка посредством народно-прикладного искусства

Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов. Декоративно-прикладное творчество – одно из основных направлений, в котором созданы все условия для формирования личности детей, их воображения, логики, эмоционального и интеллектуального развития.

Что такое декоративно-прикладное творчество?

Публикация «Всестороннее развитие личности ребёнка посредством народно-прикладного искусства» размещена в разделах

Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими. Фантазия, талант и умелость рук позволяют из природных материалов создавать предметы быта и интерьера, а из простых предметов — произведения искусства.

Исторически сформировалось множество самобытных направлений декоративно-прикладного творчества. Это вышивка, лепка, художественная роспись, шитье, ковка металла, чеканка, резьба по дереву, работа с природными материалами.

Актуальность приобщения к творчеству детей

Стремление познать и преобразить окружающий мир заложено в детях с раннего детства. Поэтому, именно в дошкольном возрасте важно предоставить ребенку максимум возможностей для реализации своего потенциала.

Вовлечение детей в творческий процесс формирует в них важные жизненные качества и раскрывает их способности. Помимо формирования художественных и прикладных навыков работы с тем или иным материалом, дети в процессе творчества получают огромный опыт общения и созидания. Работая и общаясь в коллективе, дети учатся взаимопомощи, умению слушать и понимать.

Проявляются и формируются качества личности, такие как наблюдательность, внимательность, усидчивость, аккуратность. А развитие фантазии, умение преображать вещи, добиваться своей цели — формирует уникальную целеустремленную личность, уверенную в своих силах и способностях.

Направления работы

В процессе знакомства и приобщения детей к творчеству важно сформировать у них желание взаимодействовать с предметами с целью их улучшения и видоизменения; создать атмосферу, когда ребенок уверен, что он может сделать что-то новое, получив при этом положительные эмоции и одобрение окружающих.

Цели и задачи творческого развития детей 3-7 лет

Результатом как основной цели, так и многогранных задач по приобщению ребенка к декоративно-прикладному творчеству, является формирование гармонично и интеллектуально развитой самостоятельной творческой личности, наделенной широкими знаниями о предметах окружающего мира и возможностях их творческого преображения.

Цели творческого развития детей :

• формирование художественного и эстетического вкуса, развитие творческих способностей;

развитие математического и логического мышления;

• совершенствование речи и образного мышления;

• формирование социальных навыков (общение, сдержанность, взаимопомощь, умение слушать и понимать);

• воспитание морально-волевых качеств (желание доводить дело до конца).

Задачи творческого развития детей :

• ознакомление с основными направлениями декоративно-прикладного творчества; ознакомление со свойствами материалов;

• формирование навыков работы с инструментами и способами обработки материалов; знакомство с различными техниками работ;

• создание представления о возможности видоизменять вещи, составлять логические схемы их преображения для достижения конечного результата;

развитие координации движений рук и навыков внимательности;

• воспитание интереса к ручному труду, как способу преображать окружающий мир и создавать вещи своими руками.

Техника работы по ручному труду

Осваивая основы декоративно-прикладного творчества, дети обучаются ручному труду. Прежде всего, это умение обращаться с инструментами, а также с помощью инструментов, приспособлений и техник обрабатывать материал, создавая предметы и произведения декоративного искусства.

Обучение ручному труду проводится от простых методов к более сложным. Параллельно с этим постигаются основы моделирования и конструирования.

Виды декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное творчество в зависимости от используемых материалов и техник классифицируется по видам.

Для детей эта классификация имеет упрощенный вид и представлена следующими типами:

• моделирование из эластичных материалов (лепка);

• работа с бумагой и моделирование из бумаги;

• применение техники нанесения узоров;

• моделирование из ткани, ниток, природных материалов.

Экопластика

Экопластика – это поделки из природного материала. Моделирование образов животных, пейзажей, предметов из материалов, собранных в лесу – бесценный опыт, богатый эстетическими переживаниями, помогающий развить фантазию и воображение у ребенка.

Экопластика из природных материалов бывает 2 видов:

• моделирование;

• аппликация.

Моделирование включает в себя использование природных материалов (шишек, желудей, каштана, семян, веточек) и пластичной основы (пластилин или соленое тесто). Оценивая и фантазируя на что похож тот или иной природный объект, ребенок создает композицию, моделирует образ животного или человека.

Некоторые природные материалы, например, колючки от лопуха используются как натуральный конструктор. Они склеиваются друг с другом, и из них можно создавать любой образ или фигуру. Например, фигурку медведя или человека.

Аппликации чаще всего делаются из листьев деревьев. Так, можно нарисовать на листе ежика и вместо иголок приклеить маленькие длинные листики. Или сначала на бумагу приклеить листья, а затем, используя фантазию, подрисовать к ним элементы, создавая образы животных, рыб, птиц или насекомых.

Пластика

Декоративно-прикладное творчество для детей – это деятельность, позволяющая использовать разнообразные пластичные материалы, к которым относятся: пластилин, масса для лепки, глина для моделирования, соленое тесто, цветное соленое тесто.

Из пластичных материалов можно создавать объемные образы, а также аппликацию на бумаге или картоне.

Создавать красивые фигурки из пластилина, которые порадуют ребенка результатом, лучше всего поэтапно. Выбрав для моделирования мышонка, преподаватель показывает сначала готовый вариант, затем все его части тела лепятся по отдельности, и в итоге соединяются в готовую фигурку.

Создание аппликации из цветного пластилина – не менее увлекательный процесс. Нарисованный на картоне небольшой сюжет, выкладывается, как мозаикой, маленькими шариками из пластилина разных цветов, как бы «закрашивая» картину. Такую поделку помещают в рамку.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно – прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного. Почему оно радует их, и, наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (проделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договаривать о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другу.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно–прикладного искусства, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно–творческих способностей. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Важную роль народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сокулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Хализова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно–прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость - большая ценность.

Публикации по теме:

«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме.

Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанкаДревний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка В этом году мы с детьми открыли для себя новую технику вырезания из бумаги -вытынанка. Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць».

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусстваФотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Неделя декоративно-прикладного искусстваНеделя декоративно-прикладного искусства Народное искусство, как известно, соединяет прошлое с настоящим. И чем раньше дети прикоснутся к истокам национальных художественных традиций,.

Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет)Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет) Конкурсы, выставки декоративно – прикладного искусства – это возможность для каждого воплотить свои фантазии и мечты, показать свой талант,.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства»Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства» И еще раз, уважаемые коллеги, возвращаюсь к так мною любимой деятельности - технике оригами. Оригами не имеет возрастных ограничений. Начинать.

Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклыВсестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы. Работа по изготовлению самодельной куклы включает в себя большие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Всестороннее развитие личности ребёнка посредством народно-прикладного искусства
Опубликовано: 24 октября 2020 в 18:59
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Всестороннее развитие личности ребёнка посредством народно-прикладного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Украинец Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД