Татьяна Римская
Всеобуч «Особенности игровой деятельности дошкольников с двигательным дефектом»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности игровой деятельности дошкольников с двигательным дефектом
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая. У детей с ДЦП развитие этого вида деятельности протекает своеобразно, что объясняется в основном двигательной патологией, так как игра предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в частности двигательных.
Публикация «Всеобуч „Особенности игровой деятельности дошкольников с двигательным дефектом“» размещена в разделах
Заметим, что у дошкольников с ДЦП предметная деятельность, которая предшествует игровой, формируется со значительным опозданием. Те или иные действия с предметами зависят от общей моторики. Дети, которые развиваются нормально активно начинают манипулировать с предметами, когда уже держат голову и сидят. По мере совершенствования действий с предметами протекает развитие активного осязаний, появляется возможность узнавать предметы на ощупь. У детей с ДЦП предметные действия затруднены по причине сложной структуры двигательного дефекта. Такое положение задерживает формирование целостного представления о предмете, а так же приводит к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Следует отметить, что для развития предметной деятельности так же важна сформированность зрительно-моторной координации. Ребенок с ДЦП зачастую не может следить глазами за движениями и действиями рук, что так же препятствует формированию предметной деятельности. Такие особенности развития негативно сказываются на развитии игры. Это влияет не только на сюжетно-ролевую игру, но и на дидактические, подвижные, музыкальные и другие виды игр.
Полноценное освоение ребенка всего спектра игр считается важным условием для нормального развития личности, способствует формированию познавательных психических процессов, коммуникативных навыков и т. п.
На первом году обучения игровая деятельность дошкольников с ДЦП (возраст 4-5 лет) имеет процессуальный и подражательный характер. В играх детей отсутствует замысел, а набор операций достаточно ограничен, наблюдается бедность средств выразительности и отсутствие речевого сопровождения игровых действий. Для этого периода характерно отсутствие сюжетно-ролевой игры, зачастую игры одиночные или «рядом».
При целенаправленном обучении игровой деятельности посредством показа игровых действий и ситуаций происходит изменение характера игры, а дальше – формируются устойчивые группы играющих «рядом» либо подгрупповые игры на основе индивидуальных и эмоционально-личностных предпочтений. Так же это способствует возникновению эпизодического общения между детьми в рамках игры. При этом дети отображают последовательность сюжетных действий, начинает формироваться и обогащаться отобразительная игра и процессуальные действия. Посредством коррекционно-развивающей работы увеличивает продолжительность игры до 10-20 минут и начинается использование предметов-заместителей.
Таким образом, можно сказать, что после обучения детей с ДЦП на первом году обучения, появляется динамика в развитии игры, которая проявляется в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия становятся отобразительными, а иногда и ролевыми.
На втором году обучения (ребенок с ДЦП 5-6 лет) игровая деятельность приобретает признаки сюжетно-ролевой игры. Так, в этот период происходит расширение тематики игры, сама игра структурно обогащается и возрастает ее продолжительность, наблюдается совершенствование игровых приемов и использования предметов-заместителей. При этом игры начинают носить групповой характер, когда в ней принимают участие уже 4-5 человек, возникает принятие на себя роли и ролевое общение в игре. Однако следует заметить, что такие изменения в игровой деятельности могут быть только за счет грамотного психолого-педагогического сопровождения детей и проведения с ними коррекционно-развивающей работы.
На 3 году обучения (дети с ДЦП 6-7 лет) игровая деятельность имеет незначительные изменения структурно-динамической стороны. В этот период появляется формирование самостоятельного творческого коллектива, сворачивается направляющая, планирующая и контролирующая роль взрослого в игре. На предыдущих этапах обучения взрослых выступал инициатором игры, на данном этапе он только содействует игре, наблюдает за процессом, может советовать и помогать. Данный период так же характеризуется более полным отражением в игре взаимоотношений людей и их ролевое взаимодействие. При этом замысел приобретает творческий характер, сама игра может состоять их нескольких сюжетов и иметь несколько компонентов. Временной период игры достигает 35 минут и более.
Таким образом, состояние игры и ее динамика на разных этапах обучения говорит о том, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП можно увидеть такие же тенденции, как и при нормальном развитии. Однако не следует отождествлять игру ребенка с ДЦП и ребенка без двигательной патологии. Так, у детей с ДЦП наблюдается больший, чем при нормальном развитии, разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне. Им характерно неравномерное формирование отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. При этом дети с ДЦП нуждаются в помощи взрослого, так как имеют недостаточную мотивацию к игровой деятельности, а их активность и самостоятельность в игре снижена.
Подготовила: Римская Т. Н.