Ирина Воропинова
Всеобуч «Коммуникативные навыки. Возможные причины расстройств и нарушений коммуникативных навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение родительской компетенции, активизация интереса родителей к данной теме с целью формирования у них представлений об особенностях формирования навыков коммуникации у дошкольников на разных возрастных этапах, раннего выявления и предупреждения нарушений в коммуникативной сфере.
Форма проведения – групповой дистанционный всеобуч.
Ход всеобуча:
Французский писатель, философ и просветитель 18 века, Дени Диро, писал: «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря…»
С раннего детства малыш постигает секреты поведения в различных ситуациях дома, в кругу сверстников, в общественных местах и т. д.
Важнейшая роль на этапе взросления отводится именно родителям. Члены семьи первыми прививают ребенку основные правила поведения, умение ясно выражать свои мысли. Это необходимо для того, чтобы дети могли комфортно ощущать себя среди окружающих, общаться, развиваться, получать знания.
Коммуникативные навыки — та база, которая помогает ребенку находить друзей, заводить знакомства и реализовывать себя в обществе. Когда человек замкнулся в своем мирке, ему тяжело стать востребованным и популярным. Но если он научился доносить свои мысли до окружающих и общаться с людьми — в его руках ключ к личному успеху.
Что такое коммуникативные навыки?
В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».
Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.
Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:
1. навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
2. навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).
Зачем ребенку коммуникативные навыки?
Чтобы не остаться одному. Чтобы стать членом общества, быть принятым окружающими, оставаясь самим собой. Если человек не умеет говорить о себе, а только слушать других, он не станет индивидуальностью, потеряет свое «Я».
Другая сторона — ребенок умеет говорить исключительно о себе, но не умеет прислушиваться к другим. Такой человек в дальнейшем не сумеет качественно построить социальные связи, пополнить круг общения.
Коммуникативные навыки маленький человек приобретает постепенно, по мере роста и взросления. Шаг за шагом он учится считывать невербальную информацию (мимику, жесты, тон голоса, затем — учит первые слова. Взрослея, приобретает умение слушать и слышать собеседника, ставить себя на его место, воспринимать оттенки человеческих взаимоотношений.
Первые навыки общения формируются в семье, затем — в детском саду, школе и далее на протяжении всей жизни. Поэтому умение или неумение взаимодействовать с окружающими зависят от тех процессов, которые протекают с самого раннего детства и вплоть до периода зрелости.
Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, им проще общаться и со сверстниками, и со взрослыми. Другие испытывают затруднения и дискомфорт. И хотя врождённые качества не стоит сбрасывать со счетов, всё же коммуникативность — это одна из сторон воспитания личности. Это значит, что умение общаться можно и нужно развивать.
Чтобы развить в ребенке коммуникативные навыки, нужно помочь ему овладеть тремя основами:
1. желанием общаться;
2. знанием основ социального общения;
3. собственно умением общаться.
Желание общаться
Это значит, что ребенок должен сам испытывать потребность в общении с окружающими людьми. И потребность эту можно и нужно вырабатывать. Если этого не сделать, прогресса не будет. Взрослый человек в силу жизненного опыта может мотивировать себя на общение с окружающими. Дети этого не умеют.
Знать, как общаться
Одного желания взаимодействовать с окружающими мало. Нужно ещё знать, как именно это делается. Маленькие дети не знают о нормах и правилах общения. Родители подсказывают, как решать конфликты со сверстниками, поддерживать разговор, здороваться и т. д.
Умение общаться
Этот пункт вытекает из предыдущего, когда коммуникативные знания применяются на практике. Умение общаться состоит из целого комплекса практических навыков:
• умение заинтересовать собеседника, привлечь к себе его внимание;
• доброжелательность, дружелюбие;
• умение принять мнение собеседника и не навязывать своё собственное;
• умение аргументировать информацию, тактично защищать свою точку зрения;
• умение увлечь собеседника за собой, заинтересовать его своим мнением, идеями;
• умение разрешать конфликтные ситуации, искать баланс во время улаживания спорных ситуаций.
Еще один важный компонент умения общаться — активное слушание. Оно обычно труднее всего даётся детям-холерикам. Им не терпится как можно больше рассказать о себе, своих впечатлениях, увлечениях. Высказывания собеседника отодвигаются на второй план.
Если ребенок успешно овладел этими тремя навыками, то можно сказать, что коммуникативные навыки у него действительно развиты.
Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников
На каждом возрастном этапе коммуникативные навыки детей развиваются и совершенствуются.
От рождения до 2 лет
В этот период ребенок делает первые шаги не только в физическом плане, но и в коммуникативном. Круг общения детей в этом возрасте ограничен мамой, папой и другими близкими родственниками. Дети учатся доносить свои потребности взрослым и, в свою очередь, понимать собеседника.
От 2 до 4 лет
В этом возрасте ребенок открывает для себя мир сверстников. Он понимает что вдвоём или в компании веселее, чем одному. На первый план выходит эмоционально-практическая связь с другими детьми: ребенок строит диалог, играет. Он ощущает себя причастным к обществу: «Мы играем», «Мы бегаем» и т. д. Постепенно словарный запас детей пополняется, и коммуникативные навыки развиваются быстрее.
От 4 до 6 лет
с 4 и до 6 лет наступает ситуативно-деловой период коммуникации (взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познает мир, поведенческие нормы и другие стороны жизнедеятельности, который происходит, в основном, в игровой форме. В этом возрасте могут вспыхивать конфликтные ситуации, поскольку дети в этом возрасте ещё эгоцентричны. Пятилетний ребёнок уже осознаёт, насколько важны слова в общении со сверстниками. Постепенно дети переходят на более высокую ступень общения.
к 7 годам
к 7 годам формируются избирательно-постоянные предпочтения коммуникации, где ребенок общается с определенным кругом людей.
Кроме семьи, это могут быть воспитатели, репетиторы, а также друзья, разделяющие его интересы в играх и другой деятельности. Подрастая, ребенок расширяет представление о практических навыках партнеров по взаимодействию, проявляет интерес к неизвестным сторонам личности. Благодаря полученным знаниям, появляется способность оценивать самого себя и свои возможности.
Сформированные коммуникативные умения имеют колоссальную ценность к началу поступления в школу, поскольку любой ребенок в соответствии с психологическими критериями готовности к школе обязан освоить определенные коммуникативные умения.
Коммуникативные умения, которые в норме осваивает ребенок к началу обучения в школе:
1. Приветствие. Приветствие осуществляются при помощи слова и жеста. Формулирование приветствия может состоять из следующих слов: «здравствуйте», «доброе утро», «привет!». Дети редко запоминают приветственные жесты, главное чтобы дети различали жесты другого человека.
2. Прощание. Слова, которые могут применяться при прощании: «до свидания», «до встречи», «удачи», «доброй ночи», «всего доброго», «пока». Жесты, применяемые при прощании: улыбнуться, наклонить голову помахать рукой.
3. Обращение. Обратиться значит, привлечь к себе внимание. Слова, используемые при обращении: «извините», «послушайте» и т. д.
4. Просьба о чем либо. К концу дошкольного возраста ребенок может подойти к взрослому, сверстнику и попросить о помощи. Слова, применяемые в просьбе: «пожалуйста…» «помогите мне,.», и т. д.
5. Оказание помощи, поддержки. Ребенок может и принимать, и оказывать помощь. Прежде чем помогать необходимо свою помощь предложить: «вам помочь?», «давайте я вам помогу».
6. Благодарность. Благодарностью отвечают за оказанную помощь, за подарок, за поддержку и т. д. Благодарность можно проявить: улыбкой, кивком головы, поклоном.
7. Принятие благодарности. На благодарность можно отвечать следующими словами: «пожалуйста!», «на здоровье!».
8. Извинение. При извинении используются следующие слова: «простите меня!», «прошу прощения», «извини меня, пожалуйста».
9. Принятие извинения. Это слова и жесты, которые показывают обидчику, что извинения признаны.
10. Отказ. Это умение спокойно отказать и сказать: «извините, я не хочу», «нет».
11. Требование. Для требований подходят такие формулировки, например: «я требую!», «немедленно отойдите!», «прекратите…», «перестаньте!». Необходимо сопровождать требование строгим или повышенным голосом.
12. Слушание. Немаловажно, чтобы дети отслеживали речь других и понимали ее.
13. Развернутое высказывание. Это способность старших дошкольников излагать свои мысли и соображения. Дети должны оценивать ситуации, где необходимо выстроить развернутые высказывания, а где допускается высказаться кратко.
Коммуникативные расстройства и их возможные причины.
В комфортной и знакомой обстановке дети хорошо контактируют как со взрослыми, так и со сверстниками, отличаются непосредственностью, любознательностью, желанием совместно выполнять какие-то действия, играть. Но бывают случаи, когда взрослые замечают периодическое или стойкое нежелание ребенка общаться с другими людьми.
Причины возникновения коммуникативного расстройства могут быть разнообразными и включать как врожденные, так и приобретенные факторы. В некоторых случаях их происхождение остается неизвестным. У мальчиков коммуникативные расстройства наблюдаются чаще, чем у девочек, но почему — неизвестно.
Известно, что они могут быть связаны с физиологическими проблемами: нарушениями в развитии мозга, сильной интоксикацией во время беременности, генетикой, воздействием внешних условий на ребенка или взрослого.
Одной из распространенных причин коммуникативного расстройства являются различные аномалии или повреждения головного мозга. Некоторые дети могут родиться с пороками развития мозга, такими как аутизм или синдром Дауна, которые существенно влияют на их коммуникативные способности.
Травмы головы, такие как черепно-мозговая травма, также могут повлиять на функционирование речи и языка.
Воздействие окружающей среды также может сыграть роль в возникновении коммуникативных расстройств. Например, длительное воздействие токсических веществ на развивающийся мозг ребенка может привести к нарушениям речи и языка.
Искажение слухового восприятия может быть еще одной причиной коммуникативного расстройства. Дети, страдающие от таких проблем, могут испытывать затруднения в понимании речи других людей и выражении своих мыслей. Это может привести к социальной изоляции и потере желания общаться.
Наличие отклонений в голосе (осиплость) и речи (гнусавость или говорение в нос. Это нарушение обычно бывает вызвано расщелиной неба или другим пороком развития лица. Заикание. Нарушения артикуляции и т. д., наследственные заболевания, неблагоприятные условия семейной среды, неудачи в предыдущих попытках общения с ровесниками или взрослыми и, как следствие, получение эмоциональной травмы, также могут оказать негативное влияние на развитие коммуникативных навыков.
Не стоит забывать, что и темперамент ребенка влияет на развитие навыков коммуникации:
-сангвиники общаются свободно, просто и легко сходятся с людьми;
-эмоциональность и вспыльчивость холериков накладывает свой отпечаток на взаимодействие с окружающими;
-сложно сходятся с людьми флегматики, но они спокойны, отличаются постоянством в своих привязанностях;
-меланхолики — замкнутые, часто не уверены в себе, обидчивы.
Некоторые затруднения в общении испытывает практически каждый ребенок. Но если родители наблюдают явно выраженные проблемы в общении, поведении ребенка, стоит обратиться к специалисту.
Диагностика и определение причины расстройства требуют комплексного подхода со стороны специалистов в области психологии и патологии речи, чтобы помочь детям, страдающим от этих расстройств, развить свои коммуникативные способности и улучшить качество жизни.