Елена Пузейчук
Использование кинезиологических упражнений и тренажёров для активного здорового дошколенка
▼ Скачать
Всеобуч для педагогов.
Тема «Использование кинезиологических упражнений и тренажёров для активного здорового дошколенка»
Цель-Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями и тренажерами,применения которых возможно в образовательном процессе в целях физического и умственного оздоровления.
Публикация «Использование кинезиологических упражнений и тренажёров для активного здорового дошколенка» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги. Наверняка у каждого из вас есть любимые упражнения, которые вы применяете в своей практике для работы с детьми. И сегодня я надеюсь, что вы пополните свою методическую копилку новыми упражнениями, и возможно предлагаемые мною упражнения станут помощниками в работе с детьми.
Сегодня я вас познакомлю с технологией кинезиология, которая направлена на работу межполушарного взаимодействия. Это технология меня привлекла тем, что решается сразу две задачи-развитие умственных способностей ребёнка и физическое здоровье.
Кинезиология-это наука о развитии головного мозга,физического здоровья через движения. Наука достаточно молодая, но уже получила популярность в нашей стране. Её разработали американские специалисты по образовательной кинезиологии Пол и Гейл Деннисон под названием «гимнастика мозга» Они обнаружила, что физические упражнения могут быть полезны для успешного обучения. Что же такое кинезиологические упражнения. Это комплекс движений, которые помогают усилить межполушарные воздействия. Мы знаем, что мозг человека делится на два полушария-правое отвечает за тело и координацию движений, левое-за математическое, речевое развитие. .Если работают оба полушария, то между ними происходит баланс. Результат которой-эффективно-творческая работа. Если какое-то полушарие дает сбой, то др. берет на себя все функции. В результате, что мы видим, ребенок может много думать, но ничего не делать или делать, но не думая.
В своей работе с дошкольниками я использую комплекс несложных упражнений по кинезиологии для развития умственных способностей и физического здоровья. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Кинезиологические упражнения дают, как немедленный, так и накопительный результат. Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений :
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
5. Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
6. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
7. Заниматься необходимо ежедневно.
Для начала предлагаю активизироваться.
Упражнение «Массаж ушных раковин» помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. Сделали? Хорошо!
1. Кнопки мозга»-встаньте удобно, с середины лба нащупайте точку, на кот. вам нужно нажать пальцами и круговыми движениями медленно массировать сначала в одну, затем в др. сторону(20-30 р)
2. 2ур.»Кнопка земли.»Находим точку в пупочной области, кладем руку и начинаем круговые движения (до 20р)
3. 3 упр.»Кнопка мозга и земли»Нам нужно положить правую руку на подбородок, чуть ниже нижней губы, а левую просто держим от пупка, в это время правой рукой массируем точку на лице (до 30р)
Эти упражнения позволяют активизировать работу внутренних органов.
4. Следующее упражнение называется «Слон» Встаньте удобно, ноги слегка расставлены»
5. Сл. упражнение «Сова» оно относится к растяжкам и усиливает кровоток. Правую руку кладем на левое плечо, наклоняем голову так, чтобы подбородок касался руки и поворачиваем голову то вправо, то влево и одновременно произносим звук «ух»2-3 оборота будет достаточно для ребенка.
6. Сл. упражнение «Перекрестные шаги» Вытягиваем руки перед собой и сначала делаем параллельные шаги, затем меняем руки и делаем перекрестные шаги. Если у детей и взрослых не получается, значит нет гармоничной работы правого и левого полушария. Каждое полушарие живет своей жизнью.
7. К перекрестным шагам относятся также «Рок-н-рольные упражнения» Локтем правой руки дотронуться до левого колена и наоборот. (6-8 раз)
8. Упр.» Чучело» Руки согнуты в локтях на уровне плеч. Сначала сгибаем в локтях и поднимаем руки одновременно, (6р, затем поочередно правой и левой рукой.
9. Упр.»Птичка» руки согнуты в локтях, кисти рук за спиной на уровне поясницы. Сначала отводим локти за спину одновременно, затем поочередно.
10. Упр. «Ухо-нос» правой рукой беремся за беремся за правое ухо, а левой рукой за кончик носа. Меняем положение, и усложняем задачу, перекрестно.
11. Упр.» Водолаз» на дыхание
Для следующих упражнений вам нужно сесть за столы.
Уважаемые, коллеги Большинство упражнений задействуют свой самый главный инструмент для развития мозга -конечно же это руки. Потому что все мы знаем, что ум человека находится на кончиках пальцев. Изучив литературу, я сделала подборку кинезиологических упражнений с использованием сразу обеих рук. Действуя сразу двумя руками человек развивает оба полушария и одновременно повышает стрессоустойчивость, снимает усталость и напряжение.
И так, перед вами лежат пособия с помощью которых ребенок и мы с вами сможем выполнить несколько простых упражнений.
Предлагаю подборку. «Кулак, ребро, ладонь» (сначала без пособия, затем с пособием)
Упр.» Лягушка» Лягушка (кулак)хочет (ребро)в пруд (ладонь)
Лягушке скучно тут.
«Ладушки»-Мы играли в ладушки, жарили оладушки, так пожарим –повернем и опять играть начнем.
«Лезгинка» -Кисть мы в кулачок сжимаем, а другую разжимаем, а потом их поменяем, и лезгинку начинаем.
Ещё одной формой кинезиологических упражнений является «Двурукое рисование» или «Зеркальное рисование»
При выполнении данных упражнений, вы почувствуете, как расслабляются ваши руки и глаза.
Даю чистые листы бумаги. Уважаемые, коллеги, берите карандаши, попробуйте рисовать сразу двумя руками.
Даю установку- поставьте точки карандашами и начинайте одновременно рисовать симметричные рисунки.
Рисуя правой рукой работает левое полушарие, рисуем левой-работает правое. Рисуя двумя руками-работают оба полушария. (я говорю-положительный эффект от этих упражнений заметен в успехах ребенка, Ученые пришли к выводу, что разнообразные движения руками способствуют снятию напряжения, снятию умственной усталости. Движения пальцами и руками способствуют лучшему звукопроизношению у детей, а также положительно влияют на развитие речи у детей.
Коллеги.
Перед вами кинезиологическое пособие (фото)
«Графомоторные дорожки»
Направлены на развитие внимания и двигательных навыков.
Игры с графомоторными дорожками хорошо координируют систему «глаз – рука», позволяют ребёнку уже в раннем детстве научиться концентрировать пока еще непроизвольное внимание. Для детей постарше графомоторные дорожки применяются как подготовка руки к письму. Давайте попробуем эти уникальные дорожки. Графомоторные дорожки — это отличный способ для развития межполушарного взаимодействия, отработки общей и мелкой моторики. Эти дорожки представляют собой что-то вроде нарисованного лабиринта, по которому нужно провести пальцем из точки А (начало) в точку Б (финиш).
3. Игра с рисунком "Обведи одновременно двумя руками"
Ребенку предлагается зеркальная пунктирная картинка, которую нужно одновременно двумя руками обвести по пунктиру-контуру. У каждой руки есть своя половина рисунка, руки не мешают и (формально) не помогают друг другу.
Нейропсихологи утверждают, что упражнения координируют работу обоих полушарий головного мозга, успокаивают, помогают сосредоточиться, позволяют развивать основы творческого мышления, воображения; развивают пространственные представления, мелкую моторику, повышают способность к произвольному самоконтролю, повышают работоспособность.
5. Игра с фишками или крышечками от сока "Обведи по контуру» и игра с фишками "Кто быстрее"
Ребенку предлагается совершить путешествие фишкой по дорожке обеими руками, соревнуясь с самим собой (какая рука быстрее придет к финишу) или же соревнуясь с другим ребенком (кто быстрее пройдет путешествие).
6. Игра «Собери зеркальное отражение".
Увлекательная игра, чем-то напоминает мозаику. Задача ребенка – выбрать цветную карточку с заполненными полями, затем разложить перед собой цветные шарики и собрать зеркальное отражение карточки на игровом поле обеими руками одновременно.
Геоборд. Одновременное рисование двумя руками с помощью лент.
Геоборд рисование с помощью резинок
Таким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали и решить проблему неуспешности. Использование кинезиологических упражнений способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
Упражнения кинезиологической методики можно проводить, как отдельный комплекс-занятие. Оптимальный вариант – это включение данных упражнений в непосредственную деятельность детей в виде динамических пауз, пальчиковых гимнастик, физкультминуток. Использование приёмов данной методики позволяет проводить занятие легко, непринуждённо в игровой форме.
Использование кинезиологических упражнений можно и нужно рекомендовать родителям, чьи дети испытывают трудности в обучении. А так же методики могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития всего организма.
Спасибо, что прочитали мой материал.