Ирина Габова
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие в подготовительной группе «Всем известно, что цветы для добра и красоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 113»
Воспитатель группы № 12
Габова Ирина Андреевна
Сыктывкар 2014
Познавательное занятие для подготовительной группы.
Все мы знаем, что цветы для добра и красоты.
Цель: Воспитание бережного отношения к цветам.
Задачи:
- Расширить представление детей о назначении цветов в природе;
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Занятие в подготовительной группе „Всем известно, что цветы для добра и красоты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Обратить внимание на их многообразие;
- Воспитывать бережное отношение к цветам;
- Формировать чувство прекрасного.
Выбор темы для познавательного общения.
Воспитатель : Сегодня я расскажу вам одну исорию, которая произошла летом с одним мальчиком. Он пошел на луг и нарвал целую охапку красивых цветов. Но не успев их донести до дома, увидел, как они завяли. Пришлось цветы выбросить.
Я спросила: Зачем ты их рвал?
- Чтобы украсить свою комнату.
- А выбрасывать цветы тебе не жалко?
- Я еще могу нарвать! Цветов много!
Ребята, правильно ли поступил мальчик?
Почему?
Как вам кажеться он прав? (ответы детей)
Давайте позовем этого мальчика к нам в гости и расскажем ему, для чего нужны цветы в природе, какую пользу они приносят.
Подготовительная работа.
1. Творческая деятельность: Изображение цветов различными способами (рисование, лепка, оригами и т. д.)
2. Сбор информации (чтение энциклопедий, подбор литературных произведений, подбор иллюстраций).
3. Досуг:
- чтение рассказов, стихотворений о цветах;
- наблюдение за комнатными цветами, опыты;
- отгадывание и загадывание загадок;
- придумывание сказок;
- дидактические игры: «Лото», «Четвертый лишний», «Подбери слово», «Города», «Парочки», «Что сначала, что потом», обобщение цветов по определенным признакам, нахождение различий и сходства между ними;
4. Схемы «Строение цветка», «Одуванчик».
5. Материалы для опыта – ватные тампоны, крошка от грифеля карандаша.
6. Проведение экологических разминок.
Ход занятия.
Воспитатель : Сегодня к нам в гости пришел нам знакомый мальчик, который любит собирать цветы.
В группу заходит воспитатель д/сада, переодетый в мальчика:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Егор. Я очень люблю собирать цветы на полянке, но мне сказали, что этого делать нельзя. Вы мне расскажете, почему?
Дети: Да!
Воспитатель :
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку
Должны мы над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
(С. Вургук)
Сначала мы с ребятами расскажем тебе о строении цветка.
Воспитатель взглядом (игра «Разведчик») выбирает пять ребят, они подходят к столу, на котором лежат картинкой вниз карточки с изображенными на них частями цветка (корень, листья, цветок, капля нектара). Выбранные ребята этим же способом выбирают себе помощника. Команды совещаются, после чего по просьбе ведущего начинают свой рассказ.
Модель полевого цветка.
Корень – находится в земле, всасывает из земли воду и вкусные, полезные витаминки для роста цветка (питательные вещества).
Стебель – по нему передается от корней к листьям и цветку вода и питательные вещества.
Листья – когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света, внутри листочка она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые растениям для роста.
Цветок – в чашечке цветка хранится сладкая капля нектара (это сок, за которым к цветам летят насекомые). Цветы привлекают к себе насекомых, чтобы те их опыляли. Если цветы не опылять, у них не созреют семена.
Нектар – сладкий сок цветка. Если нектар запрятан глубоко внутри цветка, к нему летят насекомые с длинным хоботком (бабочки, пчелы, шмели, а если нектар спрятан близко, то к такому цветку летят жуки и мушки, у них хоботок короткий.
Егор: Как же насекомые находят сладкий нектар?
Дети: Они очень хорошо видят цвета и далеко чувствуют аромат цветка.
Воспитатель : Бабочки любят красные, а пчелы хорошо видят желтые и фиолетовые цветы. Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят насекомых, а те опыляют их.
Опыт.
Объяснить детям, что ноги, лапки насекомых, покрыты мелкими пушистыми волосинками, похожие на ощупь на ватный тампон. К ним легко пристает мелкая пыльца, похожая на крошку грифеля карандаша.
Егор: Ребята, какие луговые цветы вы знаете?
Дети: Одувачики, лютики, ромашки и т. д.
Воспитатель : А рвать можно луговые цветы?
Дети: Нет, нельзя! Они здесь дома, им здесь хорошо! К ним прилетают бабочки, пчелы. После цветения появляются семена, они попадают на землю и на этом месте вырастают новые растения.
Составление детьми схемы «Одуванчик».
Егор: Я понял, если сорвать цветок, то семян от него уже не будет и таких цветов будет все меньше и меньше. Поэтому, рвать цветы нельзя, ими можно только любоваться!
Воспитатель : Правильно!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Физкультминутка.
Видишь бабочка летает,
(Машем руками- крылышками)
На лугу цветы считает.
(Считает пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши)
Ох считать, не сосчитать!
(Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц.
(Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела
(Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком)
Егор: Скажите, пожалуйста, а когда появляются самые первые цветы?
Дети: Как только расстает снег и появяться первые проталины.
Воспитатель : Самые перве цветы так и называются – первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы?
(Ответы детей)
Послушайте ребята загадку. О каком весеннем цветке в ней говорится?
Белые фонарики на зеленой ножке
Я весною встретила на лесной дорожке (Ландыш)
Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. А знаете ли вы ребята, что ландыш – ядовитое растение? Как вы думаете их нужно уничтожать?
Дети: Нет, из ядовитых растений делают лекарства.
Воспитатель : Правильно! Соберут травники цветы, отнесут в аптеку и приготовят из них лекарства.
Многие цветы могут служить лекарством: василек залечивает раны, календула лечит гипертонию, а ромашка лечит горло, сок одуванчика снимает отек от укуса пчелы.
Стихотворение мать-и-мачеха (читает кто-либо из детей)
Перемерял много луж ты,
Сразу кашель одолел.
Надо было маму слушать,
Вот тогда б не заболел.
А теперь бери скорее
Мать-и-мачехи листок,
Воду, чтоб погорячее,
Можно даже кипяток
И настой тебе поможет,
Снимет боль в груди и резь.
Ну, полегче стало?
Все же, больше в луже ты не лезь!
Воспитатель : Еще по цветам можно определить время, если нет с собой часов. Как это возможно?
Дети: К вечеру головки цветов постепенно закрваются.
Воспитатель : А еще цветы, как и все растения, являются так называемыми «легкими» нашей планеты. Почему?
Дети: Растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, необходимый для нашего дыхания.
Воспитатель : Какое растение с нежными голубыми цветочками специально выращивают на полях, ведь оно помогает нам одеваться.
Дети: Лен.
Воспитатель : Невозможно представить окружающий мир без цветов. Лишите себя благоухания лугов, полей, красоты парков, садов, убранства улиц – мир померкнет.
Заключительная часть.
Егор: Какие вы молодцы! Сколько интересного я узнал.
Давайте подумаем, как надо себя вести, чтобы кругом было много цветов?
Дети: Не рвать полевые и лесные цветы, не собирать из них букеты и плести венки. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты – если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!
(Т. Себанина)
Воспитатель : Что можно посоветовать Егору, чтобы красивые цветы могли украшать его комнату круглый год?
Дети: Нарисовать их, сфотографировать.
Воспитатель : Давайте мы с вами нарисуем для Егора самые красивые цветы. Пусть ими он украсит свою комнату.
Работа на перспективу.
- Создание альбома «Зеленая аптека» (лекарственные цветы);
- Составление папки «Экологический сундучок» (интересные факты о цветах);
- Посадка рассады цветов для «аллеи выпускников»;
- Нарисовать схему пользы цветов.