Наталья Гулевская
Все профессии нужны, все профессии важны
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Крапивинский детский сад№1
«Солнышко»
Конспект музыкального занятия «Музыкальные профессии» для подготовительного к школе возраста
Подготовила: муз. рук. Гулевская Н. В.
Тема: «Формирование эмоционально-ценностного опыта дошкольников в окружающей действительности посредством музыкальной деятельности».
Цель: Создание условий для получения детьми знаний о профессиях, связанных с музыкой.
Задачи:
Воспитательные
Публикация «Все профессии нужны, все профессии важны» размещена в разделах
Воспитывать художественно-эстетический вкус и музыкальную культуру, эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки, пения, танцевальных движени.
Развивающие
• Развивать память, творческое воображение, выразительность и эмоциональность исполнения знакомой распевки и песни.
• навыки свободной импровизации в голосе, в танцевальных движениях.
• творческое воображение, кругозор, память, мышление.
Расширять словарный запас - (Ди-джей).
Обучающие
Познакомить детей с произведением П. И. Чайковского «Баба - Яга».
Закрепление исполнительских навыков во всех видах детской музыкальной деятельности.
Материал и оборудование: музыкальный центр, ноутбук, мультимедийное оборудование, волшебная палочка, пульт, презентация, видео из мультфильма «Азбука тетушки Совы» (Работа и профессия (6 серия).
Музыкальный репертуар:
Вход под «Марш деревянных солдатиков» - П. И. Чайковского
Восприятие музыки - «Баба Яга» - П. И. Чайковского,
Распевка Г. Анисимова «Солнечные зайчики»»
Песня В. Шаинский «Улыбка»
Подбор музыки для свободного исполнения движений.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки в кругу. Детей встречает музыкальный руководитель.
1.1Приветствие.
Музыкальный руководитель исполняет поступенную мелодию вверх по мажорной тональности: «Здравствуйте ребята!»
Дети отвечают, пропевая слово «Здравствуйте!» (по ступеням мажорного трезвучия вниз)
1.2 Постановка целей и задач занятия.
М. Р. - Ребята, скажите, пожалуйста, кем по профессии вы мечтаете стать, когда вырастете?
Ответы детей
М. Р. - Вы пока дошкольники, ходите в детский сад, когда вырастите большими, у каждого из вас будет своя профессия, а в нашем детском саду, люди каких профессий работают? (ответы детей)
М. Р. - Как вы думаете, как называется моя профессия? (дети отвечают)
М. Р. - Почему она называется «музыкальный руководитель?» (ответы детей)
Да, моя профессия музыкальный руководитель, я провожу музыкальные занятия, праздники, развлечения, мы с вами слушаем музыку, поём, танцуем и играем.
А знаете ли вы, для чего человеку нужна профессия (ответы детей)
2. Основная часть:
Профессия – это вид труда, деятельности человека, то есть важная работа.
Я предлагаю вам посмотреть на экран и послушать, что скажет о профессиях моя знакомая тетушка Сова. Присаживайтесь на стульчики.
Дети сели.
Просмотр видео «Азбука Тетушки Совы».
Работа и деньги. (6 серия)
М. Р. Что же рассказала тетушка Сова?
Ответы детей.
М. Р: Профессий очень много. А сегодня я хочу вам рассказать о музыкальных профессиях. А поможет нам в этом волшебная палочка (достает волшебную палочку) Вы готовы узнать много нового и интересного?
Дети: Да.
М. Р. -Давайте скажем волшебные слова: «Палочка волшебная - раз, два, три, нам профессию покажи!». (Дети повторяют.)
А мы продолжаем путешествие в мир музыкальных профессий.
Палочкой волшебной взмахну, и портрет вам покажу.
На экране портрет композитора П. И. Чайковского.
Ребята, скажите, пожалуйста, кто изображён на экране?
Дети: П. И. Чайковский.
А кто он по профессии?
Дети: Композитор.
М. Р. -Что вы знаете о профессии «композитор»
Дети: Композитор сочиняет, пишет музыку.
Давайте вспомним, с каким произведением Чайковского мы уже знакомы. Посмотрите на экран, и назовите музыкальное произведение.
Дидактическая игра «Узнай по картинке произведение?
(«Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков».)
М. Р: Молодцы, верно…вы правильно назвали, а сегодня мы послушаем новую пьесу П. Чайковского.
Восприятие музыки: «Баба - Яга» П. И. Чайковский
Давайте, при помощи смайликов определим настроение этой пьесы. (Воспитатель помогает раздать смайлики)
Музыкально-дидактическая игра «Определи настроение?» (Дети показывают выбирают смайлик, на котором отображено настроение прослушанного произведения.)
М. Р: Скажите, а какой характер у этой пьесы? (ответы детей)
По вашим ответам я поняла, что характер пьесы (стремительный, завораживающий, сказочно-страшный). Как вы думаете, какого сказочного героя или персонажа изобразил композитор?
Дети: Баба Яга
М. Р: Да, верно, эта пьеса называется «Баба Яга» .
(на слайде изображение злой Баба Яги)
А что может делать Баба - Яга под такую музыку? Ответы детей. (Баба Яга садится в ступу, летает, вредничает и т. д.)
А давайте развеселим Баба Ягу. Волшебная палочка поможет мне вас превратить в композиторов и спеть свою мелодию весело. Закрывайте глаза, и повторяйте за мной: «Палочка волшебная, раз, два, три - в композиторов нас преврати!»
Игра «Придумай весёлую мелодию»
М. Р: Придумаем мелодии на такие слова «Бабка Ежка, не сердись, лучше с нами подружись», но не забывайте, что в вашей песенке должны быть звуки разной высоты и разнообразный ритмический рисунок. я исполню свою песенку, а вы будете сочинять свои. (исполняю свою мелодию)
Дети исполняют свои мелодии.
Слайд с изображением весёлой Баба Яги.
М. Р: Посмотрите, мы развеселили Баба Ягу. Вот какие молодцы. Вы хорошо справились и придумали свою мелодию, как настоящие композиторы. Баба яга, лети на своей ступе в сказку с хорошим настроением. Давайте попросим палочку показать нам ещё профессию.
На экране появляется изображение профессии «Певец»
М. Р. -Как вы думаете, кто это? (певец). А профессия этого человека? (ответы детей)
М. Р. -Что вы знаете о профессии певца? (ответы детей)
Да, ребята – певец, это человек, который поёт. Музыкальный инструмент певца - это его голос. Он занимается пением песен, арий, романсов, хоров.
Просмотр слайдов «Певцов»
М. Р. -Бывает оперный певец, рок-певец. В церкви певца называют певчий, на эстраде - эстрадный певец.
М. Р. -А давайте мы превратимся в певцов и певиц. Волшебная палочка нам поможет. Закрывайте глаза и говорите вместе со мной.
Палочка волшебная нам помоги и в певцов нас преврати! Открывайте глаза.
А чтобы красиво петь, надо подготовить наш голос, давайте сделаем массаж горла.
Самомассаж «Голосок проснись» (автор Е. Плахова)
Дети проговаривают и выполняют самомассаж:
Снизу вверх, сверху вниз… -поглаживающие движения кончиками пальцев по шее
Голосочек наш, проснись!
Сверху вниз, снизу вверх… -поглаживающие движения кончиками пальцев по шее.
В пении нас ждет успех.
Но прежде чем мы начнём исполнять песню, давайте выполним упражнение на дыхание.
Упражнение на дыхание (профилактика заболеваний верхних дыхательных путей)
(Сделать вдох левой ноздрей, правая закрыта; выдох правой ноздрей, левая-закрыта)
М. Р: А теперь мы распоемся, чтобы было петь легко и удобно, сядем как следует. «Если хочешь сидя петь, не садись ты, как медведь, спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей!»
Распевка «Солнечные зайчики» Г. Анисимовой
(Петь мотивы фраз связно и отрывисто)
М. Р. Теперь мы готовы исполнить нашу любимую песню «Улыбка». Какая песня по характеру?
Ответы детей.
М. Р: Давайте ее исполним стоя.
Песня «Улыбка»
М. Р: Какой замечательный у нас получился вокальный ансамбль, вы настоящие певцы, молодцы, присаживайтесь.
М. Р: Ну, что ж, узнаем про следующую музыкальную профессию. Давайте, все вместе скажем волшебные слова: «Раз, два, три, нам профессию покажи!»
На экране появляется вопросительный знак «?»
М. Р: Ребята, а на экране – загадка. Кто угадает, как называется эта профессия? Слушайте внимательно.
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (ответы детей)
-Верно! Да, это дирижер. Слово «дирижёр» означает «управлять». Значит, дирижер-это человек, который управляет оркестром, хором. Посмотрите на экран.
Картинка «Дирижёр и симфонический оркестр» и «Дирижёр и детский хор»
(обращая внимание на экран)
М. Р: Здесь дирижер управляет симфоническим оркестром, а тут дирижер управляет детским хором.
Ребята, какие вы знаете музыкальные инструменты?
Ответы детей (клавишные, струнные, называют муз инструменты)
М. Р. Ребята, как вы думаете, а можно ли исполнить музыку на деревянных палочках?
Ответы детей.
М. Р. Конечно, можно. Берите палочки, выходите и вставайте на полукруг.
Дирижером будет Настя, смотрите на нее внимательно, она будет придумывать ритмический рисунок, соответствующий характеру музыки, а вы повторяйте движения четко и ритмично. (выбираются дирижеры по желанию детей)
М. р. Как красиво! Вы – настоящие артисты! Дирижёры, молодцы, замечательно управляли оркестром. У нас получился великолепный оркестр. присаживайтесь на свои места.
А мы продолжаем путешествие в мир музыкальных профессий.
Все вместе: Палочка волшебная - раз, два, три нам профессию покажи».
На экране изображение Ди –джея.
М. Р: Ребята, а вы когда-нибудь слышали слово «ди-джей»? Что означает это слово?
Ди-джей - это человек, который включает танцевальную музыку на дискотеке. Сейчас попробуем. Говорим слова - «Палочка волшебная нас закружи и в ди-джея преврати» (Достаю пульт от центра.)
Теперь у кого пульт, тот и ди-джей. Коля направляет пульт на музыкальный центр, звучит музыка, вы выполняете любые танцевальные движения. Ну что, потанцуем?
(так несколько человек)
Дискотека.
М. Р: Здорово танцевали, давайте встанем в круг.
«Палочка волшебная всех закружи», в ребят преврати.
3. Заключительная часть:
Что вы узнали сегодня нового? (ответы детей)
А что в нашей встрече показалось вам наиболее интересным? (ответы детей)
С каким новым произведением познакомились П. Чайковского (ответы детей)
А какое задание было трудным? (ответы детей)
Поверьте мне, что таких музыкальных и талантливых артистов я нигде не встречала!
Я желаю вам, чтобы у вас в жизни было любимое увлечение, как у меня в детстве.
Я ходила в музыкальную школу, где меня научили играть на фортепиано, и это помогло мне дальше учиться и стать музыкальным руководителем.
М. Р: Ребята, а какое у вас сейчас настроение? А покажите мне своё настроение? (Дети показывают настроение мимикой.)
Мне очень понравилась наша встреча, а вам?
Ответы детей.
М. Р. Выберите, пожалуйста, смайлик вашего настроения, покажите (дети показывают, М. Р. анализирует выбор детей).
Я, надеюсь, что наше занятие вам понравилось.
Мы с вами пели, веселились,
Танцевали и резвились,
А теперь пришла пора
Попрощаться, детвора!
До свидания! (пропеваю поступенное движение мелодии вверх)
До свидания! (дети исполняют поступенное движение мелодии вниз)
(дети поворачиваются друг за другом и выходят из зала)
Ритм и тембр. Использовать словесную поддержку ритма в затруднительных случаях, проговаривая слова «про себя», и отказываясь от нее впоследствии. «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты без речевой поддержки. Исполнять цепочки из двух ритмических эталонов различными вариантами в звучащих жестах. Импровизировать цепочкой ритмические мотивы на фоне ритмичной музыки (живое звучание или запись). Импровизировать ритмические пьесы в форме рондо (тутти и соло).
Исследовать различные качества звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий). Связывать их с различным содержание при озвучивании стихов и сказок. Изучать сочетания тембров по типу сходства и различия. Использовать шумовые инструменты для самостоятельных аранжировок танцевальной музыки. Составлять графические партитуры различного типа для записи собственной музыки.
Палочкой волшебной взмахну, и портрет вам покажу.
На экране портрет композитора П. И. Чайковского.
Ребята, скажите, пожалуйста, кто изображён на экране?
Дети: П. И. Чайковский.
А кто он по профессии?
Дети: Композитор.
М. Р. -Что вы знаете о профессии «композитор»
Дети: Композитор сочиняет, пишет музыку.
Давайте вспомним, с каким произведением Чайковского мы уже знакомы. Посмотрите на экран, и назовите музыкальное произведение.
Дидактическая игра «Узнай по картинке произведение?
(«Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков».)
М. Р: Молодцы, верно…вы правильно назвали, а сегодня мы послушаем новую пьесу П. Чайковского.
Восприятие музыки: «Баба - Яга» П. И. Чайковский
Давайте, при помощи ромашек определим настроение этой пьесы. (Воспитатель помогает раздать ромашки)
Музыкально-дидактическая игра «Определи настроение?» (Дети показывают на ромашке настроение прослушанного произведения.)
М. Р: Скажите, а какой характер у этой пьесы? (ответы детей)
По вашим ответам я поняла, что характер пьесы (стремительный, завораживающий, сказочно-страшный). Как вы думаете, какого сказочного героя или персонажа изобразил композитор?
Дети: Баба Яга
М. Р: Да, верно, эта пьеса называется «Баба Яга» .
(на слайде изображение злой Баба Яги)
А что может делать Баба - Яга под такую музыку? Ответы детей. (Баба Яга садится в ступу, летает, вредничает и т. д.)
А давайте развеселим Баба Ягу.
Волшебная палочка поможет мне вас превратить в композиторов и спеть свою мелодию весело. Закрывайте глаза, и повторяйте за мной: «Палочка волшебная, раз, два, три - в композиторов нас преврати!»
Игра «Придумай весёлую мелодию»
М. Р: Мы придумаем свои мелодии на такие слова «Бабка Ежка, не сердись, лучше с нами подружись», но не забывайте, что в вашей песенке должны быть звуки разной высоты и разнообразный ритмический рисунок. я исполню свою песенку, а вы будете сочинять свои. (исполняю свою мелодию)
Дети исполняют свои мелодии.
Слайд с изображением весёлой Баба Яги.
М. Р: Посмотрите, мы развеселили Баба Ягу. Вот какие молодцы. Вы хорошо справились и придумали свою мелодию, как настоящие композиторы. Баба яга, лети на своей ступе в сказку с хорошим настроением. .До свидания