Анна Игумнова
Консультация «Все дети талантливы»
▼ Скачать +Заказ
Все дети талантливы
Игумнова Анна Геннадьевна.
Учитель -логопед МДОБУ № 125
"Каждый ребенок - уникален и неповторим,
каждый, уверяют психологи, одарен"
Т. Галковская
В современной науке одаренность принято подразделять на общую и специальную, позволяющую добиться выдающихся результатов в определенном виде деятельности на основе имеющихся особенностей.
Специальная одаренность включает такие виды, как художественная, лидерская (социальная, творческая, интеллектуальная, психомоторная.
Публикация «Консультация „Все дети талантливы“» размещена в разделах
Психомоторная одаренность у детей имеет специфические черты, что обусловлено характером деятельности. Здесь имеют место не только внутренние психические действия, но и внешние — движения. Причем сфера движений является основной сферой деятельности. Но это не отвергает концептуальных основ одаренности и не ведет к необходимости пересмотра структуры и механизмов ее развития.
Особенность сферы психомоторной одаренности позволяет судить о необходимости специального подхода к ее рассмотрению, заставляет принимать не только качественное, своеобразное сочетание моторных, функциональных, физиологических качеств индивида, но и психологические характеристики личности, что вызывает необходимость обращаться к знаниям в различных научных сферах — психологии, генетике, физиологии, анатомии и др.
Психомоторный компонент одаренности составляет некое единство движений с мышлением, чувством, воображением. Он включается в работу при взаимодействии в системе «мыслящее тело — предмет». Это может быть взаимодействие с физическими силами — сопротивлением предмета человеку; пространством, которым надо овладеть, чтобы целесообразно действовать; временем существования действия, когда необходимо найти оптимальный темп движений, ритм действия. Все это отражается в форме чувствования ребенком живых движений.
Какими чертами наделены моторно-одаренные дети? Такие дети проявляют большой интерес к двигательной деятельности, обладают высокой зрительно-моторной координацией, отличаются развитым чувством равновесия в упражнениях, требующих балансирования тела, прекрасно владеют телом при маневрировании в движениях, играх, имеют хорошо развитую физическую силу. В основе таких достижений лежат как генетически детерминированные свойства организма, так и психические предпосылки.
К первым относится высокий энергетический уровень нервных процессов, повышенная биоэлектрическая активность мозга, высокая сенсорная чувствительность, повышенная скорость восприятия сенсорной информации и быстрая ее обработка, высокая концентрация нервных процессов и внимания, хорошо развитая двигательная память.
Ко вторым можно отнести такие, как самоактуализация, познавательные процессы, оригинальность мышления, склонность к дивергентности, способность к прогнозированию, концентрация внимания, оценка и самооценка, соревновательность и др., причем значимость психических качеств одаренной личности очень высока.
К примеру, любопытность — любознательность — познавательная потребность — лесенка, ведущая к вершинам познания. Жажда новизны, характерная для каждого здорового ребенка, у психомоторно одаренных детей особо выражена. Стремление познать возможности своего тела, овладеть новым движением — важнейшая психическая характеристика. Или склонность к задачам дивергентного типа, т. е. особенность творчески одаренного ребенка, не может не применяться к характеристике психомоторной одаренности детей.
Выбор кратчайшего, правильного решения, как внутреннее действие определяет эффективность внешнего действия и, как результат, выделение среди сверстников по признаку «психомоторная одаренность».
Близко к этому понятие оригинальности мышления как способности выдвижения новых, неожиданных идей, отличающихся от широко известных, общепринятых, банальных. Это качество — прекрасная возможность для реализации способностей ребенка, овладения им рядом специальных моторных качеств, характерных определенному виду спорта.
Логично предположить, что способность к прогнозированию — неотъемлемая черта в психомоторной характеристике одаренного ребенка, ведь предвосхищение результата своего действия до его осуществления, представление способа решения задачи, видение цели способствуют ее легчайшему достижению.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие одаренности связано с понятием целостности структуры личности.
Психомоторная одаренность должна рассматриваться как некий комплекс органически связанных компонентов, способностей. Как писал Б. М. Теплов, компоненты эти не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Они изменяются, переплетаются, приобретают качественный характер в зависимости от наличия и степени развития других компонентов.
В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь – это будущая национальная элита, я, как педагог, процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей придаю большое значение, поскольку обучение одаренных ребят сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. В нашем дошкольном учреждении ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренностей у детей. Все педагоги ориентированы на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности.
Участниками образовательного процесса в нашем ДОУ по выявлению одарённых талантливых детей являются:
Воспитатели (творческая и техническая одаренность);
Педагог – психолог (интеллектуальная одаренность);
Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность);
Учитель- логопед (литературная одаренность);
Родители (разносторонняя одаренность).
Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:
Психологию одарённости;
Нормативную базу по проблеме;
Инновационные технологии;
Методы выявления детской одарённости;
Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;
Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;
Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;
Программы (комплексные и специализированные);
Современную научно-методическую литературу по проблеме;
Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;
Возрастные особенности проявления признаков одарённости;
Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;
Возможности для развития ребёнка в условиях семьи;
Эффективные формы и методы работы с родителями.
Основная задача ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Система работы с одаренными детьми, реализуемая в ДОУ, включает в себя 4 основных направления:
1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала; Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. .В группах приобретено и изготовлено ряд интеллектуальных, спортивных игр и пособий (разнообразные конструкторы, разные атрибуты для театрализованной деятельности и т. д.) ; созданы творческие уголки, с учетом интересов и склонностей детей, приобретены различные дидактические игры интеллектуальной направленности.
2. Выявление и дальнейшее развитие у детей творческой одаренности;
Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый доступный для воспитателя – метод наблюдения.
3. Совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками; В учреждении, работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию.
Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми, должны обладать рядом специальных качеств.
Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы.
С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов только в этом году проведены ряд семинаров, практикумов и консультаций с педагогами, посвященные одарённости в дошкольном возрасте.
4. Организация работы с одаренными детьми и их родителями;
Для этого активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, педагоги внутри групп организуют конкурсы чтецов, конкурсы-выставки творческих работ, конкурс и т. д., это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов. Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.
Работа с родителями одаренных детей реализуется в трёх направлениях:
1. Организация информационной среды для родителей:
- проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем творческие способности», «Как создать уголок творчества дома»;
- педагогами организуют, мастер-классы, буклеты для родителей и т. д.
- памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;
- в приемных групп оформлены уголки для родителей «Маленький гений» «Всезнайка».
- оформляются благодарность родителям за помощь участие в образовательном процессе ДОУ
2. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;
Данная работа направлена на:
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки творческих работ, подготовка презентаций и т. д.)
Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:
• Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и
деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий
спектр его способностей;
• Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение
ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные
формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
• Использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для
данного ребенка психологические «преграды» и т. п. ;
Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми
В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.
Частые проявления одаренности:
Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;
Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.
Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;
Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;
Ребенок способен к нестандартным решениям;
Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д. ;
Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;
В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;
В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети, потенциально одаренные в танцах, спорте).
Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.
Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду является следующие:
Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.
Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
Проблемы одарённых детей
-Отсутствие интереса к занятиям в группе:
-Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.
-Трудности в общении со сверстниками
-Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.
-Отрицание социальных норм и общегрупповых правил.
-Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
-Погружение в философские проблемы
-Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.
-Стремление к совершенству;
-Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка;
-Потребность во внимании взрослых;
В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Методы работы с одаренными детьми:
Привлечение ребенка к проектной деятельности которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.
Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.
Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.
Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.
Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде «зазнайства» и не только не разрушать такую самооценку, но наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными способностями. Он должен всегда помнить, что одаренному ребенку необходима серьезная умственная нагрузка.
От педагога, который занимается с одаренными детьми, больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальные. Педагог, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки.
В заключение необходимо напомнить, что работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Литература:
1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности.
2. Бушменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. - М., 1991.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4т
4. Козырева Е. А. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов – М., 2000.
5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. — сост. М. В. Мардахаев. — М., 2002. — 368 с.
6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000;
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М: Мнемозина, 1995. — 147 с. 2.
8. Матюрина Т. М. Психология одаренности детей и подростков. — М. : Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
8. Хромова Т. Одаренные дети // Воспитание школьников. — 1997. — N4. — с. 6–9.