Татьяна Грязнова
Возрастные особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Речь человека является особым видом его деятельности и отражает мышление человека, реализуя его языковыми средствами (словом, словосочетанием, предложением).
Публикация «Возрастные особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие речи тесно связано с развитием мышление ребенка. Освоение грамматически правильной речи дает возможность детей свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания. При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис - словосочетания и предложения.
Процесс речевого развития дошкольника является основным условием формирования речевой компетентности многокомпонентного образования, факторами которого выступают фонетическая, лексическая, грамматическая компетенции, включающие знания, умения, навыки, соответствующие требованиям жизни. Дошкольный возраст представляет собой процесс интенсивного умственного развития ребенка. В связи с этим особое значение приобретает проблема развития речи дошкольника. Поэтому данную проблему в современном дошкольном образовании необходимо рассматривать как основу воспитания и обучения дошкольников.
В дошкольном возрасте до 4-5 лет у ребёнка полностью сформировывается звукопроизносительная сторона речи, чему способствует сформировавшееся до четырёх лет фонематическое восприятие. Благодаря этому, дошкольники могут сами исправлять ошибки собственного произношения, а также замечать ошибки произношения сверстников. После 4-5 лет недостатки произношения могут возникать лишь при воспроизведении малознакомых слов.
Речь ребенка 4-5 лет характеризуется ситуативной окраской рассказа в результате чего окружающим бывает сложно понять содержание рассказа, наполненного эмоциональными всплесками и несвязным «перепрыгиванием» с одного слова на другое. Еще один характерный признак дошкольного периода формирования речи – это длинный выдох во время произнесения звука. Именно поэтому дети 4-5 лет часто «тянут» гласные звуки.
К 4 - 5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?». К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов.
Пятый год жизни - заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. В речи детей все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные - голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные используют чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко.
Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются более усложненной и распространенной фразой.
Главными задачами в этом возрасте являются :
- Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении.
- Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах.
- Упражнять, правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных. Употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать.
- Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Очень важно в этом возрасте следить за тем, чтобы малыш не торопился, чтобы темп речи не опережал возможности ребёнка. Поэтому не нужно торопить ребёнка в высказывании.
Таким образом, современное формирование грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития. Овладеть грамматическим строем речи, значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, правильно строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.