Анастасия Солдаева
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения речи. Именно в этом возрасте определенно оптимальное сочетание условий для развития психических свойств и процессов.
В исследовании В. С. Горыниной отмечается, что «Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов». «Нарушение речевой деятельности оказывает негативное влияние на формирование психической сферы детей старшего дошкольного возраста, а также на становление его личностных качеств. Дефекты речевой функции приводят к нарушенному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на развитие познавательной деятельности, а также затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, проявление возбудимости и раздражительности, эмоциональная неустойчивость».
Публикация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Анализ специальной литературы показал, что возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, определяются по следующим категориям таким как: позднее начало речи, первые слова появляются только к 3-4, а иногда и к 5 годам, речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, речь понимается с трудом, наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Однако дети в данной возрастной категории достаточно критичны к своему дефекту.
Т. Б. Филичева отмечает, что «…нарушение речевой деятельности накладывает отпечаток на формирование у детей старшего дошкольного возраста сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы».
У детей старшего дошкольного возраста «…неустойчивое внимание, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети старшего дошкольного возраста забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий».
Зрительная память детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи практически не отличается от детей с нормальной речью. Слуховая память характеризуется слабым удержанием речевых сигналов и точностью воспроизведения, высоким торможением слухоречевых следов, низким уровнем развития произвольности и контроля слуховой памяти, нарушением распознавания слов, предъявляемых на слух, плохой подготовкой к речевым раздражителям, медленной ориентацией в условиях задания и др.
Анализ специальной литературы показал, что дети с нарушениями речи имеют специфические особенности мышления. Н. В. Рыжова выделяет, что «… на фоне правильного определения пространственных отношений (вперед, назад, вверх, вниз) в предметно-практической деятельности отмечаются трудности в их словесном обозначении, наблюдается использование неверных языковых средств; наблюдаются разнообразные нарушения самоорганизации, проявляющиеся в психофизической расторможенности или заторможенности, отсутствии устойчивого интереса к заданиям; при осуществлении операций невербального образного и понятийного мышления со знакомыми предметами детям требуется большее, по сравнению с нормой, число попыток при выполнении мыслительных операций; характерно нарушение функционально-операционной стороны мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, исключения лишнего понятия и другое) : бедность логических операций, снижение способности к символизации, низкий уровень обобщения, замедленный темп усвоения причинно-следственных связей и закономерностей; замедленность и ригидность (тугоподвижность) мыслительных процессов; трудности переключения с одного вида задания на другое; характерна достаточная зрелость образного и конструктивного мышления в процессе складывания разрезных картинок».
Двигательная сфера, характеризующаяся «…плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости исполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Наблюдается также недостаточная координация пальцев рук, недоразвитость мелкой моторики».
По мнению Г. С. Родионовой отмечается, что «нарушение речи накладывает свой отпечаток на воображение ребенка. Речевые расстройства не позволяют ребенку выйти за пределы непосредственных впечатлений. Ограниченный словарный запас, аграмматизмы в устной речи, недоразвитие связной речи приводят к тому, что ребенку нелегко передать словесно свои впечатления, их ответы на творческие задания бедные, недостаточно оригинальные. Нарушения импрессивной речи ведут к трудностям создания наглядного образа по словесному описанию предмета или явления. Однако и при сохранных речевых возможностях, и при расстройствах речи воображение формируется по общим законам психического развития»