Светлана Анатольевна Стадник
Возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь детей дошкольного возраста в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Публикация «Возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Очень часто к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Типичные возрастные несовершенства звукопроизношения у детей трехлетнего возраста :
1. смягченное произнесение согласных: «сюмоцька» - сумочка, «зюби» - зубы; и наоборот, замена мягких фонем твердыми: «тота» - тётя, «мыська»;
2. шипящие фонемы заменяются на свистящие: «масына» - машина, «суба» - шуба;
3. отсутствие звука [Р] : «ыба» - рыба, «ука» - рука или замена звука [Р] другими звуками ([Л], [В], [Й], [Р']) : «ломашка» - ромашка, «вот» - рот, «йак» - рак, «кувтка» - куртка;
4. смягчение звука [Л] : «лямпа» - лампа, «лёська» - ложка; замена звука [Л] звуком [Й] : «йампа» - лампа;
5. отсутствие или замена звуков [К], [Г], [Х] : «дуси» - гуси, «тот» - кот.
Также, в этом возрасте детям трудно дается произношение слов со стечением согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, особенно в длинных и новых словах: «ципёнок» - цыпленок, «мацик» - мальчик, «писин» - апельсин.
К 4-5 годам многие дети правильно произносят звуки родного языка.
Каковы же условия формирования у детей навыков правильного произношения?
Мы уже говорили о том, что возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Взрослым не нужно подражать речи маленького ребенка и сюсюкать с ним. Это вовсе не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, а наоборот надолго закрепляет его недостатки.
Родители детей побуждают заучивать слишком трудные для их возраста и возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Педагоги детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Знакомить дошкольников со звуками речи целесообразно в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з - песенка комара, с - песенка водички, ж - жужжание жука, пчелы, р - работа мотора самолета, автомобиля, ш -шипение сердитого гуся и т. п.).
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т. п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинъ-дзинь, большой колокол (дон-дон-дон).
Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.
1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. —— М. : Просвещение, 1989.—223 с. : ил.
2. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.