МААМ-картинки

Возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Светлана Анатольевна Стадник
Возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь детей дошкольного возраста в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Темочки:

Очень часто к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Типичные возрастные несовершенства звукопроизношения у детей трехлетнего возраста :

1. смягченное произнесение согласных: «сюмоцька» - сумочка, «зюби» - зубы; и наоборот, замена мягких фонем твердыми: «тота» - тётя, «мыська»;

2. шипящие фонемы заменяются на свистящие: «масына» - машина, «суба» - шуба;

3. отсутствие звука [Р] : «ыба» - рыба, «ука» - рука или замена звука [Р] другими звуками ([Л], [В], [Й], [Р']) : «ломашка» - ромашка, «вот» - рот, «йак» - рак, «кувтка» - куртка;

4. смягчение звука [Л] : «лямпа» - лампа, «лёська» - ложка; замена звука [Л] звуком [Й] : «йампа» - лампа;

5. отсутствие или замена звуков [К], [Г], [Х] : «дуси» - гуси, «тот» - кот.

Также, в этом возрасте детям трудно дается произношение слов со стечением согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, особенно в длинных и новых словах: «ципёнок» - цыпленок, «мацик» - мальчик, «писин» - апельсин.

К 4-5 годам многие дети правильно произносят звуки родного языка.

Каковы же условия формирования у детей навыков правильного произношения?

Мы уже говорили о том, что возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

Взрослым не нужно подражать речи маленького ребенка и сюсюкать с ним. Это вовсе не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, а наоборот надолго закрепляет его недостатки.

Родители детей побуждают заучивать слишком трудные для их возраста и возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Педагоги детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

Знакомить дошкольников со звуками речи целесообразно в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з - песенка комара, с - песенка водички, ж - жужжание жука, пчелы, р - работа мотора самолета, автомобиля, ш -шипение сердитого гуся и т. п.).

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т. п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинъ-дзинь, большой колокол (дон-дон-дон).

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. —— М. : Просвещение, 1989.—223 с. : ил.

2. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.

Публикации по теме:

Возрастные характеристики детей дошкольного возраста Возрастные характеристики детей дошкольного возраста (материал для родительского уголка) b]Возрастная характеристика детей 2-3 лет[/b] Физическое.

Опыт работы «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений в развитии.

Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста 2–7 лет Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет). 2-3 года: В этом возрасте ребенку важно: много.

Родительское собрание «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один.

Возрастные характеристики детей младшего и среднего дошкольного возраста Возрастная характеристика детей 3-4 лет. Физическое развитие 3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег,.

Консультация «Возрастные характеристики детей старшего дошкольного возраста» Возрастная характеристика детей 5-6 лет Физическое развитие Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно.

Возрастные и психологические особенности детей 3–4 лет дошкольного возраста Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет дошкольного возраста. В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3–4 года, связана с так называемым кризисом трех лет. В этот период ребенок стремится.

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста У каждого ребенка отмечается свой путь и темп развития. Но, несмотря на это, есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей. Это.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. Особенности развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 14:03
+74Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Анатольевна Стадник (УИ 1297408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД