Гусева Марина Сергеевна
Возможности игр-приключений на участке детского сада в контексте экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности игр-приключений на участке детского сада
в контексте экологического воспитания дошкольников
«Здоровье нации зависит от того,
какой мы оставим природную среду обитания
своим потомкам»
Д. Медведев
Слайд 1
Добрый день, уважаемый коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече.
Слайд 2
Публикация «Возможности игр-приключений на участке детского сада в контексте экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Оформление детских садов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Начать беседу позвольте цитатой К. Д. Ушинского: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Константин Дмитриевич считал природу могучей воспитательницей. Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».Это действительно так.
Слайд 3
В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.
Слайд 4,5,6
Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред.
Слайд 7,8
Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственный контакт с живой природой и активная деятельность в ней.
Слайд 9
Следовательно,грамотно организованный участок для прогулок – необходимая база для осуществления экологического просвещения детей в условиях детского сада. Поэтому в зимний период совместно с детьми и родителями в МАДОУ «Д/с №22»был создан «Снежный городок Эколят» - игровая площадка, организованное образовательное пространство, на котором дети могли не только получить положительные эмоции, но и повысить экологические знания, активно двигаться и развиваться.
Слайд 10
Педагоги детского сада создали сказочную историю. В этом году жителями нашего снежного городка стали 4 Эколёнка - друзья и защитники природы.
1.ЁЛОЧКА весёлая и общительная. Любит экспериментировать и играть. Рядом с нейребята могли приготовить ледяные фигуры и выставить свои работы.
2. УМНИЦА приглашала всех в городок, предлагая разогреться физическими упражнениями: пройти по лабиринту, украшенному разноцветными льдинками, на выходе из него подлезть под радужную дугу, проверить свою меткость метанием в корзину сосновых шишек и т. д.
3. ТИХОНЯ рассказывалдетям, что зима - это самое трудное время для птиц. Во время метелей и сильных морозов много пернатых погибает от холода и голода. Конечно же, ребята каждой группы изготавливали кормушки для птиц, в течение всей зимы приносили корм.
4. ШАЛУН – озорник сидит на пне, он и его помощник Зайка предлагали детям подвижные игры и упражнения.
Слайд 11
Процессы воспитания и обучения не сами по себе не посредственно развивают ребёнка, a лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Поэтому перед нами - современными педагогами стояла задача выбора эффективных средств экологического воспитания детей.
Слайд 12
На наш взгляд, таким средством выступают приключенческие игры. Это форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых задач. Игра-приключение требует от детей решения умственных задач для продвижения по сюжету. То есть в таких играх есть сюжет, задания, цель, загадка. В ходе всей игры дошкольники путешествуют к определенной цели через преодоление трудностей.
Вместе с Эколятами : Шалуном, Елочкой, Тихоней и Умницей, ребята в игровой и соревновательной форме систематически путешествовали по малым площадкам снежного городка.
Слайд 13
Так, однажды город Эколят оказался в опасности. Придя в снежный городок, ребята обратили внимание на разбросанный везде мусор. Откуда же берутся все эти горы мусора – задались мы вопросом? Как он влияет на окружающую природу? Человек вмешался в природные процессы, и возникла проблема загрязнения воздуха и почвы. Выполняя задания Эколят, ребята не только очистили городок от мусора, но и расширили свои знания о видах мусора и способах его утилизации. Так родилась игра-приключение «Чистый город Эколятам».
Слайд 14
В другой раз ребята оказались в ситуации, в которой перед ними встала общая цель - спасение пернатых друзей от чародейки - зимы. Процесс игры подразумевал этапы, предлагаемые Эколятами : «Пернатые мечты», «Птичий базар», «Птичья поэзия» и др. На каждом этапе дети проходили задания, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, читали стихотворения, совершали определённые действия. Расколдовав птиц, Эколята совместно с детьми сделали вывод о том, что пернатые в зимний период нуждаются в опеке и защите. Их нужно подкармливать.
Но, как можно сделать кормушку, чтобы она после опустошения не загрязняла окружающую среду, а исчезла бы сама собой. Тихоня показал, что выход есть! Нужно изготовить не просто кормушки, а ЭКО кормушки. Главное правило любой эко кормушки - после использования птицами по прямому назначению она должна исчезнуть без следа. Основа эко кормушки - сам корм. Так и сделали вместе с родителями! А как же по нраву пришлись такие кормушки птичкам! Весело и продуктивно прошла такая приключенческая игра «Зима-чародейка и заколдованные птицы».
Слайд 15
Некоторые дети, при разговоре о зиме, ее признаках, жизни животных зимой и о том, как они приспосабливаются к таким суровым условиям, высказались о том, что некоторые животные впадают в спячку, потому что наступают холода. Но ведь причина кроется не только в этом: их несколько. Поэтому стало необходимым раскрыть ребятам все причины, по которым некоторые животные впадают в спячку.
Как-то раз в эко городке, при проведении игры «Тихо! Уснули на зиму!», нашли место для зимнего сна медведь, ёж, енот, барсук и другие, впадающие в спячку животные. В ходе игры ребята не просто разобрались в причинах спячки, но и подошли к пониманию причинно-следственных связей. Ведь зимняя спячка – очень интересный и сложный процесс, заслуживающий нашего внимания и наблюдений.
Слайд 16
Таким образом, игровая методика позволяет увлечь детей и более глубоко вникнуть в конкретную тематику. Роль педагога - направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно. А вылепленные из снега друзья природы помогали юным исследователям в игровой форме познать и раскрыть секреты природы.
Эколята на каждой прогулке приглашали детей в экологическую сказку, полную необычных приключений. Они помогали нашим воспитанникам подружиться с природой, научиться защищать ее.
Слайд 17 Спасибо за внимание!