Татьяна Баранова
Возможности формирования творческих проявлений средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Виды художественной деятельности, которые доступны детям в дошкольном возрасте, это: музыкальная, театральная, художественно-речевая, изобразительная. Последняя включает в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Специфику каждого из перечисленных видов рассмотрим подробней.
Р исование является одним из предпочитаемых дошкольниками видов деятельности. Здесь детям предоставлен широкий простор для творческих проявлений. Выбор тематики рисунков разнообразен. Это герои сказок и мультфильмов, предметы окружающего мира, явления природы и пр. Дошкольникам доступны многие выразительные средства рисунка : цвет применяют для передачи сходства с предметом изображения и выражения отношения рисующего к этому предмету. Постепенно шаг за шагом овладевая приемами композиции дошкольники начинают отображать свои замыслы в сюжетных рисунках. Большую сложность, тем не менее, для них составляет техническая сторона рисования. Именно поэтому воспитателю необходимо с большой ответственностью подходить к выбору тематики рисунков.
Публикация «Возможности формирования творческих проявлений средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
В качестве основных средств на занятиях чаще всего используются цветные карандаши, гуашь и акварельные краски. Каждое из этих средств обладает разными возможностями.
С помощью карандаша ребенок создает линейные формы.
После линейное изобр ажение р аскр ашивается Данная последовательность развивает аналитическое мышление ребенка.
Акварельные кр аски и гуашь развивают чувство формы и цвета, ими передается все цветовое разнообразие окружаещего мира ребенка: голубое небо, зеленая трава, оранжевое солнце, синий горизонт. Данные темы легче передавать именно красками, потому что не требуют таких технических затрат, как с карандашами. В программах ДОУ для каждой возрастной группы определены графические материалы. Так, например, в старшей и подготовительной группах на занятиях по рисованию используют угольные карандаши, пастель, сангина и мелки. Данные средства расширяют возможности дошкольников в художественно-изобразительной деятельности. Сангина с углем создают одноцветные изображения, поэтому дети работая с этим материалом сосредатачивают внимание на форме и фактуре предмета.
Цветные мелки позволяют легко справиться с крупными формами и большими поверхностями во время закрашивания, а пастель передает разнообразные оттенки цвета.
Специфика лепки, как вида изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Она является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым. Дошкольники на занятиях овладевают приемами работы с мягким пластическим материалом (глина и пластилин, так как он легко поддается воздействию руки. Лепка, как и др угие виды изобр азительной деятельности, направлена на решение воспитательных задач, удовлетвор яет познавательные и творческие потр ебности детей. В лепке ребенок овладевает техническим навыками намного быстрее чем в рисовании благодаря пластичности используемого материала Передача объемной формы является основной в создании изображения в лепке. Хорошо просушенные глиняные работы хранятся на протяжении длительного времени. Пластилин отличается от глины наименьшей пластичностью, однако яркий и разноцветный он прекрасно подходит для работы с дошкольниками. На основе разнообразных приемов детьми создаются сложные композиции, у них развиваются мелкая моторика рук и творческие способности.
Аппликация как вид художественно-изобразительнлй деятельности знакомит дошкольников с простыми и сложными формами предметов, которые дети вырезают и наклеивают. У детей развивается мышление, воображение, математические представления во время создания силуэтного изображения : знакомство с геометрическими формами, пространственным положением предметов (справа, слева, по центру, снизу, сверху, а также величин (больше, меньше).
Кроме того, на занятиях аппликацией развивают чувство ритма, симметрии, цвета, что естественно влияет на формирование художественно-эстетического вкуса.
Аппликативные изображения развивают координацию и мускулатуру рук: работа с ножницами, умение правильно вырезать формы, а затем располагать их правильно и на нужном расстоянии друг от друга.
Конструирование чаще всего бывает связано с игрой. Этот вид изобразительной деятельности представлен в детском саду в виде наборов конструкторов, строительного материала, природного и других материалов.
В пр оцессе констр уир ования дошкольники получают специальные знания, навыки и умения: представления о симметрии, равновесии, пропорции, уточняются знания о геометрических фигурах, пространственные представления. Дошкольники овладевают приемами видоизменения плоских фор м путем сгибания, складывания, р азр езания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная фор ма.
Работая с природным материалом у дошкольников развиваются творческие проявления, совершенно иные изобразительные способности.
Во время конструирования дети используют готовые формы, соединяя их они получают необходимый предмет или изображение. Во время конструирования у ребенка развивается конструктивное мышление, сложность его процесса требует со стороны взрослого внимательного отношения.
Несмотря на специфику, присущую каждому из видов художественно-изобразительной деятельности, все они находятся в тесном взаимодействии, которое осуществляется через содержание работ. Так, например, если старшие дошкольники в процессе лепки, аппликации изображали лошадь, то полученные на занятиях знания о форме, размерах и соотношении отдельных частей лошади могут быть использованы в сюжетном рисовании.
Художественно-изобразительная деятельность дошкольников способствует всестороннему развитию: интеллектуальному, нравственному, физическому и эстетическому.
О значении р исования для умственного р азвития писал М. И. Калинин: «Человек, котор ый научился рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он пр икинет с р азных стор он, нар исует такой пр едмет, и у него будет уже обр аз в голове. А это значит, что он глубже пр оникнет в самую суть пр едмета».
Нравственное воспитание осуществляется через содержание детских работ, которое отражает отношение к окружающему миру, воспитывает у детей наблюдательность, настойчивость, активность, инициативу, самостоятельность и выдержку.
Н. К. Кр упская писала: «Надо помочь р ебенку чер ез искусство осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь р ебенку это познание самого себя сделать ср едством познания др угих, ср едством более тесного сближения с коллективом, ср едством чер ез коллектив р асти вместе с др угими и идти сообща к совер шенно новой, полной глубоких и значительных пер еживаний жизни».
На занятиях по аппликации педагог не только помогает и направляет детей, развивая у них понятия о форме предметов, их цвете, раскрывая конструкцию, но и проводит беседу, как важен труд строителя (тема - дом, здание, фермера (тема - овощи и фрукты, водителя (тема - автомобиль). Так на занятии решаются задачи трудового воспитания.
Особая роль отводится эстетическом воспитанию дошкольников. Широкие возможности для развития чувства прекрасного и эмоционально-эстетического отношения к действительности. Существенное место в развитии творческого потенциала дошкольников отводится учету интересов и возрастных особенностей развития дошкольников.
Очень часто на проявление интереса к художественно-изобразительной деятельности влияет процесс наблюдения за рисующими, занимающимися лепкой, конструированием или аппликацией или личный пример педагога.
Говоря о творческом воспитании мы должны помнить, что оно тесно связано с эстетическим, поэтому организовывая образовательный процесс по художественно-изобразительной деятельности важно помнить о соблюдении чистоты и порядка. Красивая и опрятная обстановка вызовет у детей желание работать и творить
Все виды занятий художественно-изобр азительной деятельностью должны позитивно влиять на физическое р азвитие р ебенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса и настроения
Отмечая все возможности формирования творческих проявлений средствами изобразительной деятельности важно выделить этапы их развития. В дошкольной педагогике выделяют четыре основных этапа прохождения ребенка на пути к творческому таланту :
1. Игровой (ребенок играет своими способнотями при этом примеряя разные виды занятий).
2. Индивидуальность (некоторые дети увлекаясь одним из видов художественно-изобразительной деятельности начинают заниматься в студиях и секциях, у дошкольника появляются наставники, которые работают с ним индивидуально).
3. Этап роста (необходимо участвовать в конкурсах, соревнованиях, выставках для поддержания желания трудиться).
4. Этап творческого мастерства.
Подводя итоги хочется отметить, что творческие проявления дошкольников в художественно- изобразительной деятельности имеют широкие возможности, однако педагог должен помнить о праве выбора ребенка, праве поиска своего варианта и в праве проявлять им личностное отношение к тому, что предлагает преподаватель. Для развития творческих проявлений дошкольников важно создавать необходимые условия, при которых ребенок будет эмоционально реагировать на краски, цвета, формы предметов. Изобразительная деятельность должна формировать у дошкольника эмоционально-ценностное отношение к миру, а потребность в ней отвечать желаниям ребенка утвердить свою личностную позицию.
МДОБУ «Детский сад №16 «Ромашка» комбинированного вида»
Баранова Татьяна Владимировна