Надежда Голозубова
Консультация для родителей «Вовремя заметить речевую проблему»
▼ Скачать + Заказать документы
Возможно, вы спросите: кто такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Многие считают, что логопеды те, кто учит правильно говорить букву «Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.
Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только «Р», но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки.
Публикация «Консультация для родителей „Вовремя заметить речевую проблему“» размещена в разделах
Возможно, вы спросите, а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать его в школе.
Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом, все те науки, которые требуют пересказа. Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности в русском языке. Будет путать буквы при письме, сложно будет научиться читать. Не развиты пальчики - трудно будет вообще научиться писать. Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой. И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
На что же обратить внимание у своего ребёнка?
Если в 3-3,5 года
• ребёнок произносит только отдельные слова и совсем не строит предложения;
• в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения:
• он не повторяёт за вами слова;
• если вы совсем не понимаете его речь (при этом искажённое произношение шипящих и звонких согласных (Р, Л) является нормой);
Если в 4 года
• у ребёнка очень скудный словарный запас (в норме около 2000 слов);
• не может запомнить четверостишье;
• совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, всё ещё проблемы со «сложными» звуками - норма);
Если в 5-6 лет
• всё ещё есть проблемы со звукопроизношением, в том числе с сонорными согласными (звуками «Р» и «Л»);
• ребёнок не способен описать своими словами сюжет на картинке;
• допускает грубые ошибки при построении предложений.
Всё это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду.
Для логопеда очень важно знать, как протекали беременность и роды у мамочки, каковы были первые часы, дни и месяцы жизни малыша. Чем он болел, не было ли травм, не отягощена ли наследственность? Это не праздное любопытство. На основании сведений (анамнеза) ставится заключение, делается прогноз относительно дальнейшего речевого развития ребёнка. Мамочки же, боясь, что их ненаглядному чаду будет поставлен «страшный диагноз», всё это скрывают, либо приукрашивают. По их словам, - всё было прекрасно! А почему малыш свои первые слова сказал только в четыре года, они просто не знают. Но так не бывает! Если нет причин, нет и следствия. Речевые нарушения, - это следствие болезней, травм, операций, стрессов, нездоровой экологии. Что-то «выбило» важное звено в общем и речевом развитии ребёнка! Отсюда – позднее появление речи, трудности в постановке звуков. Не зная источник бед, логопед не сможет правильно построить систему логопедической работы.
Где искать помощь? Разумные мамы всё-таки отваживаются показать ребёнка специалистам (психоневрологу, невропатологу, логопеду) примерно в 5 лет. Поздновато, конечно, но хоть так! И тогда ребё нку ставят диагнозы: «стёртая дизартрия», «минимальная мозговая дисфункция», «общее недоразвитие речи». Мамы пребывают после этого в шоке. Смею заверить: это не конец света! Поэтапно все трудности будут преодолены. Такому ребёнку необходимо РЕГУЛЯРНО заниматься с логопедом. Идеальный вариант – логопедические группы детского сада. Другой путь – логопункт при детском саде. Помимо «кабинетных» упражнений и тренингов, на дом логопед будет давать дополнительные задания и рекомендации.
Это общие советы. В остальном помощь должна быть адресная. Лучше, если её окажет специалист. Постановка звуков у ребёнка тоже его прерогатива. При всей своей любви родители вряд ли в одиночку с ней справятся. Помните, - главная задача родителей, - вовремя заметить речевую проблему и решать её вместе со специалистами.
И, напоследок, маленькая шутливая иллюстрация:
У Олеси всегда с буквой «Р» была беда:
Скажет «РАК» - выходит «ЛАК»,
Вместо «РОЖЬ» - выходит ЛОЖЬ».
Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой беды или любой другой, связанной с речью и нужен логопед. Он обязательно Вам поможем!
И помните, что Детство – это этап подготовки к будущей жизни.