Получи документы

Вовлечение дошкольников в мир физических явлений через опытно-экспериментальную деятельность

Елена Пелина
Вовлечение дошкольников в мир физических явлений через опытно-экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

В своей деятельности я столкнулась с проблемой недопонимания дошкольниками понятия звука, его свойств, области и способов его применения. Поставив перед собой цель –формирование у детей дошкольного возраста представление о звуке и его свойствах с помощью экспериментирования. А также вызвать интерес к физике, познанию процессов, которые происходят вокруг нас. На начальном этапе я создала картотеку опытов со звуком для дошкольников.

Публикация «Вовлечение дошкольников в мир физических явлений через опытно-экспериментальную деятельность» размещена в разделах

Усвоенная именно таким образом информация прочно входит в сознание дошкольников и успешно используется ими в разнообразной деятельности.

Опыт. «Откуда берётся голос?»

Взрослый предлагает детям произнести свое им. Дети подносят руку к шее, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в горле что-то дрожало, шепотом – дрожания не было.)

Дети делают вывод, что голос выходит из горла

На данном этапе необходимо рассказать о голосовых связках, что во время разговора они натягиваются.

Далее проводится опыт с натянутой на пальцы канцелярской резинкой, из неё извлекается тихий звук.

- Что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится).

-При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, и можно повредить. (Сравнение с нитью) Разговаривая спокойно, мы бережем голос.

Для ознакомления детей с причинами возникновения звука провожу Опыт с бутылкой «Вибрация».

Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать.

Причина звука – это вибрация (колебание или движение какой-либо среды).

Опыт «Как распространяется звук»

Камень бросить в воду, волны будут расходиться в разные стороны. Звук так же расходится в разные стороны

На следующем этапе задаю вопрос ребятам: как вы думаете, ребята, зачем нам уши?

-Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Они могут быть приятные и… ( дети называют антонимы: неприятные, громкие и (тихие, нежные и (грубые, высокие и (низкие…Они окружают нас повсюду!

Рассказ об органе слуха

Наше ухо — очень непростой инструмент. В нем есть тонкая-тонкая туго натянутая кожица –«барабанная перепонка». Малейший толчок воздуха вызывает колебание этой перепонки – и оно воспринимается нами как звук.

- Слышали ли вы как про кого – то говорят: «У него ушки на макушке?»

— Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

-Сравните размер расположения ушей зверей и людей.

- Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

Я предлагаю выяснить, зачем зверям такие большие уши?

Опыт с воронкой.

Дети должны попытаться услышать сказанное. Информацию сообщаю шёпотом.

- Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делают

Вывод: стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.

У кого самые большие уши?

наибольшая ушастость отмечается у африканских слонов. Их уши от основания до вершины имеют полтора метра.

Ну а лидирующее место среди ушастых животных принадлежит длинноухому тушканчику. Это маленький зверь, длинной не больше 9 сантиметров, имеет самые длинные уши относительно длины тела. Выдающаяся часть тела вырастает до 5 сантиметров и это более половины его самого.

Почему мышонок из «сказки о глупом мышонке» не услышал песню щуки, хотя у него уши не маленькие? Привести примеры животных общающихся посредством ультразвука (дельфины, летучие мыши)

Опыт «Можно ли определить направление источника звука?»

Каждый ребенок по очереди садится на стул, ему завязывают глаза и за его спиной в разных углах комнаты гремят банкой с сухой фасолью или горохом. Он должен угадать, откуда доносится звук.

Вывод: У человека два уха, поэтому мозг может сравнивать громкость звуков и вычислять, откуда именно идет звук. Когда источник звука находится на одинаковом расстоянии от обоих ушей, трудно судить, насколько он далек. У некоторых испытуемых возникли трудности с определением источника звука над головой.

Опыт «Как увидеть звук»

1. Надо взять миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».

2. Насыпать посыпку для торта

3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.

4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.

Объяснение эксперимента для детей

Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.

А теперь выявим причину усиления звука.

Опыт «Как сделать звук громче?»

- пластмассовая расческа

- Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха, и мы его слышим) Звук очень тихий, слабый.

- Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче.

-Что чувствую пальцы?

- Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче.

-Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т. д. (Звуки получаются разные по силе)

Опыт Канцелярская резинка и стаканчик»

Канцелярскую резинку натягиваем на пластиковый стаканчик и заставляем вибрировать ее.

Вывод: Стенки стаканчика усиливают звук.

С помощью расчески можно дошкольникам объяснить «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

-Проведите пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок.

- Одинаковый ли звук получился?

Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий.

-У расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.

Иллюстрации комара и шмеля. Одинаковые они?

-Какие звуки они издают? У комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з», у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж».

-Комар маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

Далее за закрепления знаний о свойствах звука провожу занимательные опыты

Опыт «Рупор»

Коническая форма рупора рупора усиливает звук нашего голоса. Просто рупор звук концентрирует, не дает ему расходиться по сторонам.

Рассказ о гидрофоне – приборе для прослушивания звуков в подводном мире. С помощью этого прибора можно услышать свист дельфинов, ход подводной лодки и мычание кита. Как оказалось, что звуки, которые издает кит громче, чем звуки взлетающей ракеты. А в космосе мы совсем не слышим звуки, потому что там нет воздуха, значит звуковые волны не передаются

Опыт «Как звучит ложка»

Удар по ложке заставляет ее вибрировать, вибрация по нитке достигает наших ушей. Хорошо натянутая нитка под тяжестью ложки передает звук гораздо лучше воздуха.

Опыт «Телефон из стаканчиков»

Когда мы говорим в стаканчик, звуковая волна доходит до собеседника по веревке, особенно если она хорошо натянута. кроме того, стаканчик хорошо концентрирует звук, поэтому мы хорошо слышим собеседника, когда прикладываем стаканчик к уху.

Опыт «Эхо»

Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка

слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. (В лесу, в арке дома, в пустой комнате, в горах). Дети сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум, ведро, банку. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются) Затем заполняют емкости тканью, веточками. (нет, эхо исчезло). Дети играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки. Если ударяется о твердые предметы, не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы. То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.

Почему в пустой комнате эхо живет, а заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам

Опыт «Звук в разных средах»

В ходе экспериментирования дети уже сделали выводы, что звук передается по воздуху, воде, металлу.

Мы с ребятами взяли несколько пластиковых бутылок и заполнили их водой, песком, крупой и постучали ложкой. Звук был непохожий, проходя через разные среды несмотря на то, что его источник неизменен- удар ложки по бутылке

Для передачи звука обязательно нужна среда.

Опыт «Поющая трубочка»

Когда вы дуете в трубочку, то она начинает вибрировать. Эти вибрации легко почувствовать, если приложить палец. Меняя длину трубочки, мы меняем высоту звука. Чем короче трубочка, тем быстрее она вибрирует, тем выше звук, который издает трубочка.

Небольшой объем опытов по данному направлению позволяет дошкольникам узнать о звуке, опыты, описанные выше помогут сделать первые шаги в увлекательный мир акустики, раздел физики, который занимается изучением звука.

Подводя итоги, хочу отметить, что экспериментальная деятельность с дошкольниками позволяет решать много задач, направленных на всестороннее развитие ребенка, благотворно влияет на образовательный, воспитательный процесс. Дети активно принимают участие в данном виде деятельности, что приводит к достижению наилучших результатов в образовательной деятельности

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность со льдомОпытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.

«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки»Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки» Упражнения с использованием гимнастической скамейки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вовлечение дошкольников в мир физических явлений через опытно-экспериментальную деятельность
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 08:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вовлечение дошкольников в мир физических явлений через опытно-экспериментальную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пелина (УИ 376635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД