Оксана Кузнецова
Вот оно какое наше лето
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад № 20 ежегодно проводит летнюю оздоровительную компанию на даче в посёлке Солнечное для детей дошкольного возраста Приморского района. Организация жизнедеятельности дошкольников в летний период имеет очень важное значение для детей, посещающих ДОУ: им надо узнать много нового об окружающем мире, вдоволь поиграть, побегать, пообщаться друг с другом. И мы стараемся организовать работу летом так, чтобы детям было интересно в детском саду, а родители были спокойны за здоровье детей. Вся работа выстроена нами по нескольким направлениям:
Публикация «Вот оно какое наше лето» размещена в разделах
Охрана жизни детей, укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры;
Приобщение детей к основам безопасного и здорового образа жизни;
Реализация возможностей для развития познавательных способностей дошкольников путём приобщения к миру природы;
Художественно-эстетическое развитие.
Для этого на даче в посёлке Солнечное созданы все необходимые условия. Групповые комнаты (на случай плохой погоды, спальни, столовые и другие помещения оборудованы в соответствии с возрастными, санитарно-гигиеническими и педагогическими требованиями. Хорошо оборудованные площадки позволяют всю воспитательно-оздоровительную работу проводить с детьми на улице. Имеются столы для общения детей с книгой, рисования, настольно – печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом. Воспитатели выносят на участок оборудование для развития движений, спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты, ракетки для игр в бадминтон, мячи разных размеров. Активно используются малые формы, имеющиеся на участках ДОУ.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, и она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился. И мы стараемся удовлетворять естественную потребность ребёнка в движении, создаём условия для демонстрации двигательных умений каждого ребёнка.
Прежде всего - это строгое выполнение режима дня. Для оздоровления детей большое значение имеет правильное применение оздоровительных факторов таких, как закаливание в повседневной жизни воздухом, солнцем, водой. Одежда детей - тоже относится к таким факторам. Воспитатели следят за одеждой детей: она должна быть удобной, лёгкой, соответствовать температуре воздуха на улице. У каждого ребёнка должен быть головной убор. Необходимо следить за тем, чтобы дети не перегревались на солнце, следить за чередованием пребывания детей на солнце и в тени. Для создания теневых участков мы используем выносные тенты, зонтики. Важная роль отводится в жаркие летние дни и питьевому режиму. Питьевой режим осуществляется воспитателем и помощником воспитателя под контролем медицинской сестры. В дошкольном учреждении разработан режим дня, согласно летнему периоду. Практически всё время, за исключением сна и приёма пищи, дети проводят на свежем воздухе. Проводятся разнообразные закаливающие мероприятия: утренняя гимнастика на воздухе, обливание ног перед сном, обливание рук до локтя, воздушные ванны, босохождение в помещении и на улице, солнечные ванны, увеличение времени сна. Медицинский персонал особое внимание уделяет витаминизации и калорийности питания. Проводятся так же физкультурные мероприятия: спортивная студия; вечера подвижных игр, походы по карте-схеме, выпуск листовок "Мы выбираем спорт", "Нет вредным привычкам", игры – эстафеты, спортивный праздник и другое.
Нет более благоприятного времени года для общения детей с природой, чем лето. Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников, и мы стараемся построить свою работу так, чтобы каждый ребёнок научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Проводятся интересные прогулки, экскурсии, наблюдения, эксперименты, игры с водой, песком, ветром, конкурс «Песочный город», ведутся календари погоды. Дети дошкольного возраста активно познают природу, но некоторые растения, которые они находят, могут представлять большую опасность. Воспитатели проводят беседы «Ядовитые растения», «Грибы», «Почему нельзя есть зелёные ягоды», «Эти труженики муравьи», «Овощи и фрукты - кладовая здоровья»; организовывают художественный труд «В гостях у Чиполино»; оформляют коллективные работы «витаминная фантазия». Для детей проводятся развлечения «Королевство витаминов».
В ДОУ есть асфальтированные дорожки. На них нарисованы разнообразные скачки, змейки, круги, лабиринты, а также произведена дорожная разметка с пешеходными переходами. Дошкольники участвовали в акции «Правила дорожные знать каждому положено». Проводился спортивный праздник «Пусть горит зелёный свет», развлечения «Шапокляк и дорожные знаки», «Осторожно красный свет - никому дороги нет!»
В летний период вся работа с детьми проходит в форме совместной, самостоятельной и индивидуальной деятельности. Такая деятельность включает в себя: изобразительное творчество, экскурсии, пешеходные прогулки, походы, чтение познавательной и художественной литературы, художественный труд.
Следует учесть так же, что особая эмоциональная нагрузка возникает у детей в связи с переходом на круглосуточное пребывание в детском саду. Особенно первое время дети скучают по родителям, нелегко проходит и социализация в новом коллективе сверстников. Нашим ноу-хау стало создание на территории дачи небольших сюжетных композиций, каждая из которых позволяет решать ряд проблем, возникающих при работе с детьми. Так использование в работе таких композиций позволяет создать чувство комфорта и эмоционального благополучия, ближе познакомить с миром природы, сказок, основами безопасного поведения и другие.
В разных уголках на территории расположены сказочные композиции и персонажи сказок: Это и колобок и «говорящая» сказочная печь, и волшебная яблонька, и Баба-Яга с гусями-лебедями и Машенькой, ищущей своего братика. Водяной, охраняющий свои морские владенья с замысловатыми рыбками и медузами, и Старик Хоттабыч. Около входа в медицинский кабинет детей встречает добрый доктор Айболит со своими друзьями. Под вековой елью «грызёт орешки» белка в хрустальном дворце. Сказка окружала наших детей. Воспитатели по-разному организуют работу с этими объектами. Рассказывание сказки, мини – спектакли, беседы, рассматривание героев, игры – путешествия «В мире сказок». В День Сказки для детей организована игра-драматизация по мотивам знакомых сказок, кукольный театр «Гуси – лебеди», музыкальный рассказ «Тише, тише, не спугните сказку».
Кроме сказочных композиций имеются и «Природные картинки». Это и «Пень и его обитатели» (насекомые, «Кто живёт в водоёме?», «Бугорок добрых грибов». Здесь расположены крупные муляжи насекомых, птиц, рыб. Дети могут ближе рассмотреть их, потрогать, сравнить с живыми.
Есть так же полянка с необычными животными, на её создание воспитателей вдохновили дети подготовительной группы. Детям этого возраста интересны не только те животные, которые обитают в настоящее время, но те, что жили в древние времена. На этой поляне живут игрушечные динозавры, ящерицы, змеи. Дети, вместе с воспитателями выбирали место, расставляли камни и песок, высаживали папоротник, изготовили из песка и камней подобие вулкана, так, чтобы поляна походила на ареол обитания динозавров. Интерес детей вызывали не только создание этого природно – искусственного макета. В группе проходила и другая работа: чтение книг о динозаврах и ящерицах, рассматривание иллюстраций и другое.
Учитывая, что наши дети – городские жители, мы не могли обойти стороной возможность показать детям быт деревни. На полянке развернулась картина деревенской жизни: лошадка с телегой, пастух, пасутся милые хрюшки, корова, коза, колодец действующий, где можно понарошку набрать воды, стог сена, белоснежный аист в гнезде, как символ мира и добра, плетень с завалинкой, и два весёлых гуся.
Нашим учреждением накоплен достаточно интересный опыт работы с детьми в загородных условиях, при адаптации к городским условиям его можно использовать при проведении летней оздоровительной компании в детских садах города.
Старший воспитатель ГБДОУ № 20
Приморского района СПб
Кузнецова О. В.