ЛАРИСА МИХАЙЛОВА
О развитии навыков безопасного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПЫТЫВАЕМ ДЕТЕЙ ВМЕСТЕ!
О развитии навыков безопасного поведения дошкольников.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. У детской любознательности нет границ.
Дети травмируются не только во время стихийных бедствий, в каких-то экстремальных ситуациях, но и в быту, в детском саду, в школе, при транспортных катастрофах.
Публикация «О развитии навыков безопасного поведения дошкольников» размещена в разделах
Организм ребенка значительно тяжелее реагирует на повреждения, что связано с недостаточным развитием жизненно важных систем, несовершенством компенсаторных возможностей.
Поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за своё собственное поведение.
Всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Нам с вами НЕОБХОДИМО сформировать у детей навыки безопасного поведения.
Содержание деятельности по развитию навыков безопасного поведения включает реализацию следующих направлений: - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; - противопожарная безопасность; - безопасность ребенка в быту; - безопасность ребенка в природе; - безопасность ребенка в общении с людьми и т. д.
Надо научить детей правильно вести себя на дорогах, на природе, в помещении, с электрическими приборами, незнакомыми предметами, как действовать при пожаре. Научить различать, что опасно, а что безопасно и развивать у детей умение правильно применять полученные знания на практике.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Проверьте себя:
1) В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?
2) Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?
3) Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?
4) Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т. п. ?
5) Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?
6) Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?
7) Что знает ваш ребенок об электричестве?
Необходимо знать важные правила:
- Не оставляйте детей без присмотра!.
- Не допускайте шалостей с огнем
Необходимо рассказывать детям:
- правила дорожного движения;
- как правильно вести себя на улице, на дороге - безопасному поведению учат с позиции пешехода, а не водителя;
- использование и хранение опасных предметов, личная безопасность;
- обращение с электрическими приборами;
- отчего происходит пожар;
- что нужно делать при пожаре, как вести себя во время пожара;
- как устанавливать елку;
- предметы, требующие осторожного обращения
Необходимо научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик», познакомить с историей возникновения автомобиля; развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, упражнять в различии сигналов регулировщика, закреплять знания о дорожных знаках; активизация словаря «указательный и предупреждающий дорожные знаки». «тротуар», «пешеход», «пешеходный переход», «регулировщик», «сигналы регулировщика», «жезл».
Можно обсуждать проблемную ситуацию.
Детям также необходимо разъяснять о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности.
Они делятся на три группы:
1) предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
2) предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
3) предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Необходимо проводить беседы о том, что такое опасность и безопасность. Задать вопросы: какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале).
Надо объяснять, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите - кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске - раскаленный утюг, разлитое масло. Стоит найти в комнате опасные места: дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец); острые углы у столов.
Также следует регулярно напоминать детям правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах, маршрут выхода на прогулку (перила – наши друзья и недруги); участок привычной дороги (обследование на предмет опасности); телефоны служб защиты населения: пожарная охрана – 01, полиция – 02, скорая медицинская помощь – 03, аварийная газовая служба – 04.
Дети должны замечать приметные сигналы опасностей и сообщать об этом взрослым: звон бутылки в комнате, струйка дыма, вода в коридоре, неприятный запах.
Детям следует объяснять следующие правила:
•самостоятельно не включай газовую плиту. Пусть за огнем следят взрослые, они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не было пожара.
•почувствовав запах газа, срочно скажи об этом взрослым, открой окна и двери, закрой кран на плите, позвони по телефону «04».
Надо определить с детьми, какие предметы в доме можно считать опасными (ножницы, молоток, иголка, пила, перочинный нож, кнопки, скрепки, гвозди, булавки, топор). Объяснить, почему они могут быть опасными? А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться?
Вспоминаем с детьми правила безопасности :
•все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.
•ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
• не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении.
Предлагаем детям назвать предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться (спички, зажигалки, утюг, телевизор) – для этого надо еще подрасти, и те предметы, которыми следует пользоваться осторожно, так как показали взрослые - иголки, вилки, гвозди, молоток.
У детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, стремиться к тому, чтобы дети осознали, что спички - не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у детей сложилось представление о пожаре как о тяжелом бедствии для взрослых и детей.
Подготовлено
воспитателем группы № 5 Михайловой Л. В.