Наталья Чуклайкина
Воспитательский час для учащихся школы-интерната «Права порождают обязанности»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательский час на тему:
Цель: Формирование понятия - без обязанностей нет прав.
Задачи:
- формировать умение слушать сложный материал, обсуждать и задавать интересующие вопросы по теме;
- закрепить умение работать в группах и индивидуально;
- повторить правила этикета – «один говорит, другие слушают и не перебивают»
Публикация «Воспитательский час для учащихся школы-интерната „Права порождают обязанности“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- Как вы думаете, почему нельзя говорить только о правах или только об обязанностях? (Ответ детей) Каждое право порождает обязанность. Права без обязанностей порождают беспредел. Обязанности без прав – произвол. Использование прав без обязанностей – злоупотребление правами.
- У каждого человека в обществе с момента его рождения появляются права и свободы, обусловленные природой человека, его проживанием в обществе. Это право на жизнь, на свободу, на собственность, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на нормальные условия человеческого существования и др. Совокупность этих прав называют естественным правом. Эти права и называют основными. Они принадлежат каждому от рождения и являются необходимым условием человеческого существования и жизнедеятельности.
Между тем, права и обязанности неразлучны, а если говорить более точно, то обязанности всегда привязаны к правам. Посредством чего и как связаны права и обязанности гражданина? В первую очередь, при помощи очень простого правила – наличие права порождает обязанность его соблюдения со стороны других лиц. Мое право выступает в роли обязанности другого человека. Я имею право на жизнь, соответственно, обязанность других людей состоит в уважении и не нарушении этого права. Как связаны права и обязанности гражданина? Подразумевается разумность использования прав. Аналогично мое право на жизнь порождает у меня обязанность распоряжаться ею разумно, в рамках закона и не нарушая прав и интересов других.
Вы устали? Давайте немного отдохнем. Физ. минутка «Кузнечики»
Давайте посмотрим и порассуждаем, что если бы… единство прав и обязанностей граждан. Представьте себе государство, которое не знает, как связаны права и обязанности гражданина, более того, не стремится создать какую-либо связь. В этом случае абсолютно любое право становится безграничным:
-у меня есть право применять оружие самообороны, но нет обязанности, пользоваться им только в крайних случаях.
-у меня есть право на жизнь, но отсутствует обязанность распоряжаться ею в рамках закона, на основании принципов уважения к другим членам общества.
Такие примеры можно продолжать до бесконечности, но смысл будет один – отсутствие тесной связи между правами и обязанностями влечет образование анархии в обществе.
Если вспомнить историю, обратившись к древности или Средним векам, можно ясно увидеть последствия отсутствия всякой связи между правами и обязанностями. Рабы в рабовладельческом обществе должны были соблюдать целый ряд запретов, при этом на них возлагалось огромное количество обязанностей, тогда как у господ и правителей ситуация были прямо противоположной. Тогда никто не понимал, как связаны права и обязанности гражданина или, вообще, человека. На данный момент перечень основных прав и обязанностей гражданина постоянно увеличивается. С появлением новых прав возникают новые обязанности. Основной перечень содержится в конституциях и иных высших актах государства, также основные права закреплены во множестве международных конвенций, соглашений.
Давайте немного поработаем, чтоб закрепить услышанное.
Индивидуальная работа
Перегните листочек пополам, на одной половине напишите «Мои права», на другой «Мои обязанности».
Мои права:
Право на жизнь
Право на здоровье
Право на образование
Право на семью. Жить и воспитываться в семье
Право на уважение чести и достоинства
Мои обязанности:
Беречь свою и чужую жизнь: (Соблюдать правила дорожного движения, пожарной безопасности, правила поведения в школе,
Беречь, укреплять и формировать свое здоровье,
Быть дисциплинированным, не пропускать уроки, выполнять домашнее задание,
Любить и уважать родителей,
Не нарушать прав других людей, не оскорблять, не применять физического и психического давления
Работа в группах
Материал: листы бумаги (формат А-4, ручки на каждую группу.
Инструкция: Напомнить правила работы в группах:
не перебивай говорящего,
относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе,
не критикуй, критикуя, предлагай,
Деление на группы. В зависимости от количества детей в классе и количества групп (в каждой группе 2-3 человека) дается команда: «На 1,2,3,4. рассчитайся»
Задание для групповой работы:
Мои права и обязанности в семье,
Мои права и обязанности в классе,
Мои права и обязанности в школе,
Мои права и обязанности на дискотеке,
Мои права и обязанности во дворе…
Заключительная часть.
Когда у мужчины и женщины рождается ребенок, они приобретают права родителей, но вместе с тем приобретают и обязанности, например, обязаны воспитывать малыша, следить за его здоровьем, обеспечивать его продуктами питания. Так выполнение родителями своих обязанностей по отношению к своему ребенку обеспечивает реализацию прав ребенка на нормальное развитие, питание и т. д.