Получи документы

Воспитательный потенциал народных культурных ценностей

Надежда Ремигайло
Воспитательный потенциал народных культурных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитательный потенциал народных культурных ценностей

В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок.

Ситуация в нашей стране не стала исключением. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах.

Публикация «Воспитательный потенциал народных культурных ценностей» размещена в разделах

Особенность дошкольного возраста заключается в том, что в этот период закладываются основы, стержень личности человека. И эти основы должны быть четко определены.

Для нас важнейшие направления в работе по духовно – нравственному воспитанию – это :

- формирование представлений у детей о добре и зле, которые включают понятия о приверженности ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения к жизни других людей;

- уважение к культуре и истории своего народа, формирование понятия об истинном патриотизме;

- ориентация на продуктивный и необходимый для других труд, уважение к труду взрослых.

Общедоступными и универсальными средствами воспитания в детях ценностей и идеалов являются формы, которые связаны с использованием слова и языка. Это художественная литература. И в первую очередь – это сказка. Что такое народная сказка? Это коллективное произведение, созданное всем народом, словно его творило оно нравственное лицо. Народная сказка находит свое содержание и форму после того, как поживет в народе, приобретет национально устойчивые черты, созданные переплетением индивидуального творчества.

И так как фантазия законный способ познания мира для детей, им нужна именно сказка. Она формирует эмоциональную жизнь ребенка никак не меньше, чем житейские обстоятельства.

Сказка помогает поверить в силу добра, которое, всегда побеждая зло, зовет к преобразованию мира и себя.

Из сказок ребенок узнает, что путь к счастью лежит через труд, сопряженный с преодолением всевозможных препятствий. Сказка помогает ребенку научиться различать добро и зло, как нравственные категории.

Народная сказка – образец национального русского искусства. Она уходит корнями в психику, восприятие, культуру и язык народа, т. о. через сказку ребенок узнает Родину, как и ее творца – русский народ. Она пособие к познанию национальной биографии.

Авторские сказки, созданные на основе народных сказок, в русской литературе являются ярким примером мировоззренческой притчи поданной в легкой образной форме: для дошкольного возраста - это сказки А. С. Пушкина «о рыбаке и рыбке», «о золотом петушке», «о царе Салтане» и др.

Сказки для старшего дошкольного возраста формируют представление о необходимости учения, например сказка А. Н. Толстого «Буратино», произведения Н. Носова «Приключения Незнайки» и др.

В сказках на смекалку утверждается ценность интеллекта, его житейская мудрость. Примерами могут служить русская народная сказка «Вершки и корешки», сказка «Каша из топора». Ребенок учится понимать, что за глупость приходится расплачиваться.

Особую группу составляют поэтические исторические произведения, с которыми знакомим детей старшего дошкольного возраста. В первую очередь, это былины. Они создают образ богатыря – носителя идеала мужества и смелости, преданного и бескорыстного служения своей Родине, прежде всего через защиту ее «на поле брани» в суровые времена войн. Эти произведения незаменимы для формирования у детей понимания ценности благополучия и процветания своей страны, готовности защищать ее в случае необходимости от нападений и разорений.

Кроме того, многие былинные богатыри имеют реальных прототипов. Былины очень достоверны в описании деталей реальной жизни. Таким образом, дети могут с ранних лет приобщиться к русской истории, научится любить ее, а значит и свою Родину.

Знакомство дошкольников с выдающимися людьми России является неотъемлемой частью работы, проводившейся в нашем детском саду. На протяжении всего календарного года педагоги знакомят детей с выдающимися людьми России, с эпохой, в которой они жили, с историческими событиями того времени. Для того, чтобы дети в будущем любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Знакомство с биографиями великих людей России, таких как А. Невский, Д. Донской, К. Минин, Д. Пожарский, М. Л. Кутузов, А. В. Суворов, Ф. Ушаков, А. С. Пушкин, Ю. А. Гагарин и др. дает детям благородные примеры жизненного пути и основание для гордости великим народом, важной частью которого они являются.

Осознавая ответственность за формирование основ душевного здоровья у подрастающего поколения, мы надеемся, что через уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране, через ясные представления о добре и зле мы вместе с нашими детьми станем ближе к простым, вечным и подлинным человеческим ценностям. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоёванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Но хочется надеяться, что наши традиции, которые дошли до нас в народных танцах, играх, песнях сохранятся и для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут полюбить Родину – такой, какая она есть.

1. Постарайтесь окружить ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Используйте фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности национальных культур. В устном народном творчестве сохранились особенные черты характера, присущие каждому народу, нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Постарайтесь поддерживать в семье традиции своего народа и участвовать в народных праздниках. Именно так фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Знакомьте детей с особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т. д., стимулируйте увлечение их национальным изобразительным искусством, музыкой, литературой.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Конспект занятия во второй младшей группе «Огород на подоконнике и всё о пользе культурных растений»Конспект занятия во второй младшей группе «Огород на подоконнике и всё о пользе культурных растений» Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Консультация для педагогов. Семья — одна из важнейших ценностейКонсультация для педагогов. Семья — одна из важнейших ценностей Консультация для педагогов. Семья — одна из важнейших ценностей. Семья — одна из главных ценностей, созданная человечеством. В сохранении.

Консультация для родителей «Воспитание культурных навыков и пример взрослых для детей» «Понятие о культуре очень широко- от умывания лица до последних высот человеческой мысли» М. И. Калинин. Программа воспитания в детском.

Оздоровительно-воспитательный проект: «Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу» Актуальность. Актуальность темы здорового образа жизни в наши дни очевидна. Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь.

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традицийСовместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитательный потенциал народных культурных ценностей
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 10:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитательный потенциал народных культурных ценностей» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ремигайло в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД