Тамара Зуйкова
Воспитательно-образовательный проект «Кем работают мои родители» в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Модуль «Кем работают мои родители»
В ходе реализации данного модуля дети закрепляют и расширяют уже полученные знания о профессиях детского сада в дидактических и сюжетно-ролевых играх профориентационной направленности.
Наибольшей эффективности в работе по пропедевтике ранней профориентации дошкольников удается добиться только при тесном взаимодействии с родителями. Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс используется такая форма работы, как «Традиции группы: «Встреча с интересными людьми», «Гость группы»», где родители знакомят детей со своей профессиональной деятельностью.
Публикация «Воспитательно-образовательный проект „Кем работают мои родители“ в средней группе детского сада» размещена в разделах
Полученные детьми впечатления и знания уточняются и конкретизируются в процессе специальных бесед типа «О чем мы беседовали с Мамой (папой)», «Что нам показывали / рассказывали мама (папа)». Беседы сопровождаются демонстрацией картин, иллюстраций, виртуальных экскурсий. На это же направлены дидактические игры типа «Кому, что нужно для работы».
При руководстве игрой у дошкольников формируется умение строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов; исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета; самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга; осваивалось ролевое поведение в игре.
Таким образом, дети учатся проникать в мир социальных отношений людей (сливаются с полюбившимся образом, профессией, приобщаются к миру чувств, эмоций, переживаний окружающих людей).
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта:
Развивать общие представления детей об окружающем мире, расширять круг представлений детей о труде взрослых на предприятиях и в учреждениях Пензенского края, о назначении той или иной работы, о предметном содержании труда (материалы, инструменты, машины. Знакомство детей с профессиями родителей, расширение представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Содействовать развитию активного словаря детей. Побуждать детей общаться с взрослыми и сверстниками
• Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми
• Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы. Пробуждать у детей любознательность и интерес к различным профессиям
• Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям
• Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь. Активизировать употребления в речи названий профессий и их особенностей
Развивающие:
• Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности
• Развивать любознательность и интерес к деятельности взрослых, особенно уделить внимание профессиям родителей и сотрудников детского сада
• Развивать внимание, память, мышление
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к людям различных профессий, положительную мотивацию к обучению
Этапы реализации проекта:
1этап – Подготовительный (сентябрь)
• Планирование проекта
• Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе
• Подбор методической литературы по теме
• Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки
• Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры)
• Подбор игр, песен, танцев, пальчиковых гимнастик
• Подготовка информации для родителей.
2 этап – Реализация проекта (практический) октябрь-апрель:
Реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций, альбомов «Профессии моих родителей».
3 этап – Заключительный май
1. Обработка результатов по реализации проекта.
Презентация проекта «Кем работают мои родители»
Продукт проекта (практический результат проекта) - создание альбома "Где работают мои родители", выставка детских рисунков «Профессии моих родителей»
Путеводитель по профессиям
Средняя группа 4-5 лет: шофер, почтальон, врач, продавец и профессии родителей.
Алгоритм ознакомления с профессией.
• Название профессии.
• Место работы.
• Материал для труда.
• Форменная одежда.
• Орудия труда.
• Трудовые действия.
• Личностные качества.
• Результат труда.
• Польза труда для общества.
Методы и приемы реализации проекта:
• игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры);
• НОД – познание, коммуникация, художественная литература;
• продуктивные виды деятельности - рисование;
• наблюдения;
• работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями);
• просмотр иллюстраций;
• чтение познавательной художественной литературы;
• отгадывание загадок о профессиях;
• заучивание пословиц и поговорок о труде;
• викторина.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
• понимание детьми значения слово «профессия»
• сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях
• пополнение лексики воспитанников
• уметь имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр
• рассказы детей об этих профессиях
• умение высказывать свое отношение к той или иной профессии
• знание профессий свой родителей
Для родителей:
• успешное взаимодействие со своими детьми
• повышение психолого-педагогических компетенций
• создание проектов
Для педагога:
• создание предметно-развивающей среды по теме проекта
• совместная работа с родителями по расширению знаний детей
• повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Перспективное планирование для детей средней группы
Форма ознакомления с профессиями:
Сентябрь Тема:Учитель Цель:Развивать общие представления детей об окруж. мире, расширять и углублять знания детей о профессиях, о предметном содержании труда (материалы, инструменты, машины, о взаимосвязи различных видов труда Форма ознакомления с профессиями:
Беседа о профессии "Учитель".
Экскурсия в школу.
Мастер-класс
«Я работаю учителем».
Рассматривание картины «Учитель».
Д/и «Что нужно для работы», «4 лишний».
Сентябрь Тема: Пекарь Цель:Повысить уровень познавательного развития ребёнка. Закрепить знания детей о профессии пекаря, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки выпекают различные кондитерские изделия. Обогатить словарь за счёт слов: зёрна; колосья; хлеборобы; пшеничная, ржаная мука
Форма ознакомления с профессиями:
Рассматривание картины «Пекарь".
Беседа о труде пекаря
Д/и «Кому, что нужно для работы», «Профессии»,
Сюжетно-ролевая игра «Пекарня»
Дидактические игры «Собери пиццу», «Украшаем блинчик», «Украшаем торт»
Октябрь Тема:Водитель Цель:Знакомить с профессией, с трудовыми действиями, инструментами, качествами человека данной профессии. Привитие уважения к людям труда.
Закрепление знаний и умений о труде водителя Игра-соревнование с машинами
Форма ознакомления с профессиями:
Беседа о проф. водитель
Ср/и «Машины-помощники»
Д/и «важные профессии»
Октябрь Тема:Сотрудник ГИБДД Цель:Расширять и углублять знания детей о работе сотрудников полиции, в том числе сотрудников ГИБДД.
Закреплять знания о том, что необходимо полицейскому для работы. Форма ознакомления с профессиями:
Мастер-класс «Безопасная дорога»
Изготовление дорожных знаков
Серия картин
Беседа о ПДД, Д/и «Кому, что нужно для работы»
Ноябрь Тема:Актер, актриса Цель:заинтересовать детей профессией актёра, через знакомство с особенностями его работы. Развивать творческую самостоятельность, способствовать тому, чтобы дети, побывав актёрами сделали вывод и назвали каким должен быть актёр. Развивать речь детей.
Форма ознакомления с профессиями:
Экскурсия в районный дом культуры
С/р игра «Мы- артисты»
Рассматривание картин и фото артистов
Д/и «Что главное, в работе?»
Д/и «Назови музыкальный инструмент».
Ноябрь Тема:ветеринар Цель:познакомить с профессией ветеринар, рассказать чем он занимается; вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения Форма ознакомления с профессиями:
Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными
C/р игра «Ветеринарная лечебница»,
Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит»
Декабрь Тема:портной Цель:расширять и систематизировать представления детей о труде швеи (портного); содействовать развитию интереса к содержанию труда швеи;
знакомить со структурой трудовой деятельности.
Форма ознакомления с профессиями:
Рассматривание картины «Портной», «Швея»,
С/р игра «Магазин одежды»,
Д/и «Кому, что нужно для работы»,"Украсим одежду» аппликация, Дидактическая игра «Смотай все нитки в клубок»
Чтение Е. Пермяк «Пропавшие нитки»
Декабрь Тема:музыкальный руководитель Цель: формировать представления детей о профессии музыкального руководителя; развивать у детей интерес к труду музыкального руководителя; обращать внимание на то, что воспитатель и музыкальный руководитель работают вместе.
Форма ознакомления с профессиями:
Посещение музыкального зала.
Наблюдение за работой преподавателя, беседа
Игра на детских муз. инструментах
Д/и «Доскажи словечко», «Придумай мелодию»
Январь Тема:маляр Цель:познакомить с профессий маляра;
формировать уважение к рабочим профессиям
Форма ознакомления с профессиями:
Беседа о профессии "Маляр", Физкультминутка «МАЛЯРЫ», Д/и «Кому, что нужно для работы»
Январь Тема:пожарный Цель:формирование у дошкольников интереса к профессии пожарного.
Расширять знания детей о профессии пожарного, показать значимость его труда. Уточнить знания о машинах специального назначения – пожарной машине. Развивать у детей представление о пользе и вреде огня.
Форма ознакомления с профессиями:
Рассматривание картины «Спасение людей», беседа о работе пожарного.
Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре?».
Игры по пожарной безопасности.
Интерактивная игра по правилам пожарной безопасности «Помоги Незнайке»
Февраль Тема:строитель Цель:формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Форма ознакомления с профессиями:
Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним
Сюжетно-ролеваяигра «Стройка»;
Расширять и уточнять знания детей о строительных профессиях
Февраль Медсестра Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.
Форма ознакомления с профессиями:
Беседа о профессии "Медик "Экскурсия в кабинет мед. сестры, с/и "Больница",
Март Тема:художник Цель:расширить познавательный интерес к профессиям, активизировать словарный запас; упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий; с; обогащать детские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Форма ознакомления с профессиями:
Экскурсия в ДДТ,
Д/и «Кому, что нужно для работы», рассматривание картин,
Рисование
Март Тема:повар Цель:знакомить детей с профессией повара и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками, предметами бытовой техники, облегчающими труд повара;
Воспитывать уважение к труду повара.
Форма ознакомления с профессиями:
Экскурсия на кухню
Сюжетно ролевая игра «Готовим обед»
Дидактическая игра «Что лишнее»,Безопасность «Осторожно электроприборы», «Как правильно обращаться о ножом»
Апрель Тема:пилот Цель:знакомство детей с профессиями людей воздушного транспорта.
Форма ознакомления с профессиями:
Беседа о профессии "Пилот"Физкультминутка "Заводи мотор"Рассматривание картины "Летчик"
Апрель Тема:почтальон Цель:расширить представление детей о профессии "почтальон", о необходимости и пользе труда почтальона;
формировать знания детей о видах транспорта, на которых перевозят почту; вызывать у детей интерес к профессии почтальона.
Форма ознакомления с профессиями:
Беседа о профессии почтальон,
С/и "Почтальон"
Чтение стихотворения «Почтальон»,
Пальчиковая игра "Почтальон",
Май Тема:продавец Цель:познакомить детей с профессией продавца; обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для работы продавцу, познакомить с содержанием его трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях.
Форма ознакомления с профессиями:
Рассматривание иллюстраций
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Дидактическая игра «Что из чего сделано», «Что в каком магазине куплено».
Продуктивная деятельность :Лепка: Овощи для овощного магазина»
Парикмахер Расширение представлений детей о профессии парикмахера, инструментах, используемых в работе, и значимости этой профессии в жизни людей Беседа «Профессия парикмахер»
Дидактическая игра «Предметы помощи парикмахера», «Что лишнее», «Найди предмет по описанию»
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Игра-рисование «Маленький парикмахер».
Май Тема:врач Цель:обогащать знания детей о труде медицинских работников; способствовать формированию знаний о предметах-помощниках врача; вызвать чувство признательности и уважения к чужому труду.
Форма ознакомления с профессиями:
Сюжетно-ролевая игра «Больница. Сюжет «На прием к детскому врачу».
Дидактическая игра «Больница»
Дидактическая игра «Собери чемоданчик доктора»