Лукманова Марина Константиновна
Воспитательно-образовательный потенциал русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете.
«Воспитательно-образовательный потенциал русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также согласно утвержденной Федеральной образовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования") отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, у них происходит становление личности и формирование патриотических чувств, таких как любовь к близким, родному краю и Родине.
Публикация «Воспитательно-образовательный потенциал русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
XXI век постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей дошкольного возраста
Россия – полиэтническая страна и потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Народная культура несет в себе истины, дающие образец отношения к окружающему. Эти истины на протяжении многих веков отработаны и проверены людьми в личной жизни.
Народная мудрость, воспитывающая в детях гордость за свой народ, заключена в интересном выразительном слове – сказках. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей у дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению интереса к традициям русского народа, его обычаям.
Дети проявляют тягу ко всему сказочному и чудесному. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогам раскрыть воспитанникам множество морально-нравственных истин.
Сказка – это духовное богатство культуры, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Русские народные сказки формируют у воспитанников нравственные представления о нормах социальных отношений и поведении, стремление подражать положительным героям. Они учат различать добро и зло, трудолюбие и лень, простоту и хитрость и т. п.
«Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы. Она учит его мужеству и верности; учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира.
В сказке народ сохранил своё страдание, свой юмор и свою мудрость» (И. А. Ильина)
Во многих сказках внимание детей привлекается к красоте природы, к внешнему виду животных и птиц. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы дети не просто слушали ту или иную сказку, но и осознавали её идею, вдумывались в подробности происходящего.
Дети от трех до пяти любят слушать короткие рассказы о приключениях. Дошколята постарше с удовольствием слушают длинные истории о прекрасных царевнах и благородных богатырях.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Уже в этом возрасте, рассказывая русские народные сказки «Репка», «Теремок», мы учим детей быть дружными и помогать друг другу. В старших группах мораль сказок «Хаврошечка», «Морозко» говорит о том, что справедливость восторжествует, а зло будет наказано, и, если быть добрым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку. Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становятся девицы-красавицы, а для мальчиков – добрые молодцы, любящие свою Родину. Такие персонажи для дошкольников являются далекой перспективой, к которой они будут стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.
В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий, преданный и готов всегда прийти на помощь.
Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.
А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчин архетип борьбы. Причем если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т. д. Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи во-первых – адекватное восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-третьих – желание победить врага.
А Илья Муромец, который боролся с Соловъём-Разбойником и Змеем; Иван-царевич, победивший Кощея; Алёша Попович, освободивший царство князя Владимира от напасти Тугарина Змеевича; простодушный и бесстрашный солдат из сказки Г. Х. Андерсена «Огниво», которому помогла находчивость и любовь -O-»
Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. В сказках мы не найдем прямых указаний, как нужно делать, а как нельзя, но в их содержании всегда заложен урок, который дети и воспринимают.
В дошкольном возрасте, воспринимая сказку, дети, с одной стороны, ассоциируют себя со сказочным героем, и это позволяет им ощутить и осознать, что не у них одних есть такие трудности и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов дошкольникам предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка детских способностей и веры в себя.
Сказка, как известно, – источник проявления всех эмоций детей, в том числе и радости. В атмосфере комфорта и радости легко зарождаются такие душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в образовательной деятельности педагоги используют различные методы и приемы: беседы, занятия, сказкотерапия, творческие виды деятельности, игры, драматизация, развлечения, которые помогают детям научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности -любить Родину.
Кстати, сказки – богатый источник пословиц и поговорок. Многие отрывки становятся “крылатыми выражениями” и сопутствуют людям на протяжении всей жизни.
Большой вклад для приобщения детей к русской культуре вносит работа с родителями. Их помощь в изготовлении альбомов, иллюстраций к сказкам, персонажей, костюмов и декораций для театральной деятельности, а также создание в группе библиотеки сказок, неоценима.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.
Подготовила воспитатель МБДОУ "Детский сад №154" :
Лукманова М. К.
26.01.2024 г.
Список литературы:
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н. В. Алешина, – М. ,2008.-205с.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева, – М., 2010.–90с.
4. Петрова И. В. Нравственное воспитание в детском саду/И. В. Петрова, Т. Д. Стульник, М. ,2008.-80с
5. Маслаева А. В. Русская народная сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №17
6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005, № 5, с. 28.
7. Померанцева Э. В. Судьба русской сказки. Москва, 1979.
8. Мазурова Н. А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки/ Н. А. Мазурова. Томск, 2013г.