Елена Маркина
Консультация для воспитателей «Обучение детей с ТМНР культурно-гигиеническим навыкам»
▼ Скачать + Заказать документы
"Обучение детей с ТМНР культурно гигиеническим навыкам".
Для полноценного разностороннего развития ребёнок должен обладать определёнными умениями и навыками. Наиболее важными для детей с ТМНР любого возраста являются навыки самообслуживания. Самообслуживание – это труд ребёнка, который направлен на умение ухаживать за собой, что позволяет лучше адаптироваться к окружающей социальной и природной среде, чтоб в дальнейшем они могли сами себя обслуживать и не быть обузой для общества.
Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение детей с ТМНР культурно-гигиеническим навыкам“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Работа воспитателя в группе детей с ТМНР, каждый должен понимать, что очень важными для таких детей являются навыки самообслуживания. Учитывая индивидуальные возможности воспитанников, нужно иметь ввиду, что у каждого из них есть определенные особенности формирования данного навыка. Для чего каждый воспитатель разрабатывает исходя из цели и задач перспективный план работы на учебный год.
Здесь нужно учитывать тот факт, что дети с особыми потребностями испытывают ряд трудностей при овладении навыками самообслуживания, поэтому обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Для этого нужно воспитывать привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно - моторной координации, схемы движения «глаз – рука». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.
Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.
В дальнейшем – определить последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже, причем обучение должо идти от простого к более сложному
Например мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает в руки ребенку, и помогает намылить их.
Далее ребёнок должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, ребёнок сам берет полотенце и с помощью взрослого вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.
Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования – учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем.
Дети с желанием играют с водой, быстро усваивают навыки умывания. Свои навыки они закрепляют в игровой деятельности с куклами и игрушками.
Можно использовать: пальчиковые игры, массаж и самомассаж пальцев и рук, заводные игрушки, волчок и палочки для прокатывания по ладони, шишки, семена для захватывания пальцами и многое другое.
Помощь должна формироваться следующим образом:
устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие;
демонстративная – взрослый показывает само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно (это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания);
наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания;
физическая - физические действия, помогающие ребёнку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
Обучение должно быть мотивировано, проходить в игровой форме, дозировано, воспитатель при этом не должен допускать перегрузок.