Елена Рубанская
Практическое задание в рамках дистанционных курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС (620)
Модуль 2. Практическое задание 2
Познавательная сфера. Особенности общения. Самосознание и самооценка Произвольность поведения.
Раннее детство (1-3 года) Восприятие. Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на случайные признаки, целенапр. Выбор предмета по образцу. Внимание и память носят непроизвол. Характер. Наглядно-действен. Мышление. Формирование обобщения В первый год жизни автономная речь, как средство общения.
Публикация «Практическое задание в рамках дистанционных курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования» размещена в разделах
Общение с другими детьми обычно только появляется и не становится еще полноценным: 2 года – общение только с мамой; 3 года – играет с другим ребенком, но без правил;
общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. В два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая форма самосознания.
Второй этап в развитии самосознания: в первом лице: Я. У ребенка появляется первичная самооценка того, что Я-хороший; Я-очень хороший, Я-хороший и больше никакой. Чисто эмоциональное образование. Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии (максимально завышенная самооценка). При выполнении речевых инструкций, поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Слово является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребёнка и непосредственно воспринимаемая ситуация. Овладение словом и отделение его от конкретного взрослого можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребёнка, на котором происходит преодоление ситуативности и осуществляется новый шаг к свободе от непос-редственного восприятия.
Младший дошкольный возраст
(3-4 года) Восприятие носит предметный характер, т. е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый. Могут различать предметы по форме, цвету, величине. Постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. Подражая родителям, дети перенимают этим культуру общения. Самооценка не адекватно завышена, необоснованна, эмоциональна. Себя оценивает положительно, мало знает о положительных качествах, познавательных возможностях, гордятся теми качествами которыми не обладают. Самооценка недифференцирована, оценку деятельности ребенок воспринимает как оценку себя, своей личности.
Складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени. Произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Восприятие в среднем дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени. На 5-ом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более длительными и активными. Активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о себе, полученных в различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников. Ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. У многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но так же и в других видах деятельности; общении, труде и учении. Произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Неудачи влияют на нее отрицательно и не стимулируют настойчивость. А успех всегда влияет положительно.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему. Складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
Ребенок способен к общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. Главным содержанием общения детей в старшем дошкольном возрасте становится сотрудничество, партнерство. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, старается ее заслужить. Ребенок интересуется временем, но полностью не осознает изменения происходящие в нем со временем, но понимает что он не тот, каким был раньше. Дети способны отказаться от увлекательной игры и заняться непривлекательным видом деятельности. Произвольность проявляется и в умении анализировать свои собственные движения, сознательно приобретать двигательные умения и навыки. Произвольность выражается также в преднамеренном заучивании стихотворения, способности побороть непосредственное желание, отказаться от интересной деятельности, ради поручения взрослого. Произвольность проявляется и в мышлении. В этом возрасте дети могут удерживать цель действия до конца, если задание нетрудное и короткое по длительности.