Лучший педагог года

Воспитатель и родитель: конфликт или сотрудничество?

Ксения Илларионова
Воспитатель и родитель: конфликт или сотрудничество?
▼ Скачать + Заказать документы

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.

Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные педагоги чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.

Публикация «Воспитатель и родитель: конфликт или сотрудничество?» размещена в разделах

С чего начать общение

Важно установить контакт (узнать интересы, трудности, проблемы, подчеркнуть положительные черты ребенка, потом критику, обозначить проблему.

Выразить позитивное отношение: «Благодарю вас, что уделили внимание…»

Избегать фраз, содержащих неуверенность, обилие извинений: «Извините, если я оторвала Вас от работы…», «Если у вас есть время меня выслушать…».

Избегать фраз, содержащих неуважение, пренебрежение к собеседнику: «Давайте быстренько поговорим», «У меня очень мало времени».

Избегать фразы-нападения: «Что за безобразие творится»

Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.

Способ первый

Принцип чередования положительного и отрицательного (прием «сэндвич»).

В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

Способ второй

Использование речевых штампов, нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.

Можно использовать такие речевые штампы:

• Обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования «Светлана Алексеевна! Не смогли бы вы.» «Светлана Алексеевна! Я прошу.» ( Сравните: «Светлана Алексеевна! Вы должны! Вы обязаны!»).

• Желательно озадачить родителя «Вы не замечали, что в последнее время.» «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» ( Сравните: «Саша постоянно., сегодня он снова.).

• Проявить беспокойство о ребенке «Вы знаете, меня очень тревожит, что. Как вы думаете, что может быть этому причиной?» ( Сравните: «Ваш ребенок. (такой-то, все время.»).

• Используйте стиль непрямых вопросов «Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить. ?» ( Сравните: «У Саши (такие-то проблемы). , вам обязательно нужно показаться к. (врачу, психологу, психиатру)».

• Используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями «Давайте вместе попробуем поступить. (так или так)», «Давайте вместе подумаем, как мы можем помочь Саше.».

• Проявляйте осведомленность и компетентность в обсуждаемой теме. Объективно опишите проблемную ситуацию, прогноз и возможную динамику в случае принятия того или иного решения. Позвольте собеседнику сделать выбор (альтернативный выбор). Обсудите сильные и слабые стороны такого решения. Показывайте компетентность, но не превосходство, фразы типа «а я лучше знаю», «я уверен», «и речи быть не может», «ошибаетесь», «Вы не правы» нежелательны. Можно ссылаться на мнение других специалистов, решение консилиума: «по решению специалистов», «по моему наблюдению».

• Описание ситуаций должно быть конкретным. Избегать выражений со словами «всегда» или «никогда». «Ваш ребенок всегда мешает на занятиях», «Он никогда не делает домашние задания». Отметить, в какие режимные моменты он мешал, какие правила поведения нарушал, что именно не сделал и т. п.

• Чтобы быть более убедительным, используйте словесные замки: «Так же ведь?», «Я правильно говорю?», «Правда же?». Тем самым вы активно вовлекаете человека в получение информации.

• Не ставить в пример другого ребенка. Недопустимы шутки, анекдоты, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

В конце встречи подвести итог: «Итак, мы решили…», «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято…», «Какие выводы из нашей встречи вы сделали?», «Какое решение вы приняли?». Поблагодарить.

Способ третий

Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например:

Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.

или

Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается.

Марина ничего не может сделать сама!

или

Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней.

Саша не может заниматься в одном темпе с другими детьми.

или

Саша выполняет все задания во время занятия, но ему для этого требуется больше времени.

Без помощи взрослого Коля не умеет договариваться с ребятами, работать совместно, часто конфликтует.

или

Под руководством взрослого Коля соблюдает инструкции, выполняет совместные дела с ребятами.

Способ четвертый

Применение при общении стиля «адвокат».

При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, не выражает своего одобрения или порицания, а просто оказывает помощь в сложившейся ситуации.

• Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.

Способ пятый

Применение приема активного слушания.

Приемы активного слушания для многих оказывается не по силам даже такой простейший прием, как умение слушать собеседника, не перебивая его. А ведь это – основа активного слушания и признак элементарной вежливости. Рассмотрим самые простые проявления из области метода активного слушания:

• легкий наклон тела к собеседнику;

• регулярные кивки головой во время речи собеседника;

• вспышки глазами;

• мимика, соответствующая предмету разговора;

• поддакивание в знак согласия;

• пояснения по ходу речи;

• переспрашивание в конце высказывания («то есть, как я понимаю….»);

• подведение итогов («в общем, вы решили…»);

• выражение сопереживания;

• эмпатия («это расстроило вас?») и т. д.

Техника активного слушания позволяет расположить собеседника к себе, убедить его в том, что для вас действительно важны его слова и даже позволяет вам влиять на его точку зрения, подводя его к новым выводам, используя только ту информацию, которую он вам выдал.

Способ шестой

Применение приема «Я – высказывания».

Я - высказывания позволяют человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.

Схема "Я-высказывания"

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Когда я вижу, что ты…; Когда это происходит…; Когда я сталкиваюсь с тем, что…

2. Точное называние своего чувства: Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т. д.); Я не знаю, как реагировать…; У меня возникает проблема…

3. Называние причин: Потому что… ; в связи с тем, что…

Например: Витя пропускает очень много занятий. Я переживаю за успеваемость Вити из-за пропусков! Мальчик очень много времени проводит за компьютерными играми. Я переживаю, что Коля слишком увлечен компьютерными играми.

Если вы произнесли негативное предложение, ваш энергетический уровень ниже, чем при позитивном. При таком сообщении затрачивается много энергии и педагога, и воспитанников, и родителей, и они запоминают этот день, как неприятный. Избегайте таких предложений.

Публикации по теме:

Консультация «Родитель — заказчик, спонсор, партнер?» Консультация на тему: «Родитель – заказчик, спонсор, партнер?» Подготовила: воспитатель Федорова М. В. 2016 «Воспитывая детей,.

Приложение к семинару «Родитель-ребенок» Задание: прочитайте текст, сократите и перефразируйте основные мысли. Составьте свой Указ. (раздатка для работы родителей по группам) ДЛЯ.

Проект «Современный родитель». Повышение ИКТ-компетентности родителей Актуальность Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать.

Консультация «Путеводители в жизни ребёнка — воспитатель и родитель. Реальность или миф?» Путеводители в жизни ребёнка воспитатель +родитель. Реальность или миф? По-моему в нашей работе очень важно не только наладить контакт с.

Рекомендации психолога «Как родителям предупредить конфликт с ребенком?» Нужно быть мудрее, не провоцировать конфликта ни при каких условиях. Постарайтесь выработать правила поведения, которые могут помочь всем.

Рекомендации для родителей «Как предупредить конфликт с ребенком?» Нужно быть мудрее, не провоцировать конфликт ни при каких условиях. Постарайтесь выработать правила поведения, которые могут помочь всем.

Родительское собрание «Конфликты: взрослые и дети, как предупредить конфликт с ребёнком» Вступительная часть Каждый из родителей хочет, чтобы его ребенок был счастлив! А счастье во многом зависит от того, как человека "запрограммировали".

Учим детей разрешать конфликт. Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление жизни детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие же постоянно конфликтуют со сверстниками,.

Занятие «Что такое конфликт» Целевая аудитория: от 13 до 18 лет. Форма и методы работы: презентация, демонстрация слайдов, работа с баснями Крылова, работа по ситуациям,.

Занятие «Конфликт. Как его предотвратить.» Тема занятия: Конфликт. Как его предотвратить. Цели и задачи занятия: Учить детей относиться друг к другу уважительно. Усвоить некоторые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитатель и родитель: конфликт или сотрудничество?
Опубликовано: 13 сентября 2016 в 16:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитатель и родитель: конфликт или сотрудничество?» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Илларионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД